– Вы должны помочь афганскому народу покончить с феодализмом и построить светлое социалистическое будущее.
И они, почти мои ровесники, шли воевать.
Я мало что знаю о войне, и страны такой, как Советский Союз, нет, и нет страны Народная демократическая Республики Афганистан. Но я нашел воспоминания участников тех событий, вот как пишет Игорь Константинович Скирта на одном из сайтов, посвященных войне в Афганистане:
«Слепцов попал в засаду. Узнали мы об этом слишком поздно – высланная помощь на месте обнаружила сожженный БТР, трупы 7 бойцов и офицера. Духи раздели их догола, шомполами повыкалывали глаза…
Когда ребят привезли в батальон, их выложили рядком. Комбат построил всех для отдания последних почестей. Сняв головные уборы, 500 солдат и офицеров батальона в колонну по одному прошли мимо Героев – они приняли бой, но удача была не на их стороне. Проходя мимо них, каждый думал о чем-то о своем – у меня в голове страха оказаться на их месте не было – необъятное чувство отомстить засело у меня в голове. Я сейчас осознаю, что комбат сделал очень сильный психологический ход – затем было много операций, но пленных мы не брали, только если специально приказывали – взять одного, то брали одного, не больше. У НАС ВНУТРИ ВСЕ УМЕРЛО. МЫ СТАЛИ МАШИНАМИ СМЕРТИ…
P.S. После недельного тяжелого преследования, банда была уничтожена – ребята отомщены… ».
Это только одно из воспоминаний, но когда читаешь их становится страшно. И никак не можешь понять, а зачем надо было отправлять наших солдат в чужую страну? Разве не лучше, если бы они остались дома?
И самих солдат тогда не спрашивали, их даже отправляли воевать обманом.
Например, однажды солдат спросили:
– Ребята, хотите работать на новых машинах?
Раздался один голос:
– Да, хотим.
Дальше следовало:
– Но сначала вы должны поехать и помочь убрать хлеб.
В самолете узнали, что летят в Ташкент. Там сообщили, что они едут в Афганистан для выполнения интернационального долга. Даже в письмах солдаты не имели права сказать, где они находятся. Только в начале 80-х, сняли секретность с войны.
А родители переживали за своих детей. И так бывало, что дети возвращались в цинковых гробах. Так тогда говорили: «Пришел в цинковом мундире».
Гробы родителям не давали открывать, и они даже не могли попрощаться с сыном, увидеть его в последний раз.
Вот так я увидел эту войну, прочитав воспоминания в интернете. У меня по географии стоит «четверка». Я могу закрыть глаза и представить Афганистан – маленькая страна, песок, камни, горы, маки, есть и леса, военные их называли «зеленка». Живут люди, у них своя жизнь. А правительство Советского Союза решило их научить как жить правильно? Но для афганцев эти уроки были не нужны. Они говорили «Шурави, убирайтесь домой». «Шурави» – это русские, и им тоже эта война была не нужна, обычным парням. Они просто оставались верными присяге и стране, что послала их умирать. Ведь дороги Афганистана – это десять лет войны, смерть, боль, гнев, кровь, ужас и этими дорогами прошли солдаты, совсем еще мальчишки.
В нашем районе сейчас живут 8 человек, что прошли дорогами Афганистана: Александр Николаевич Пестряк, Юрий Анатольевич Лифанский, Андрей Иванович Кудрин, Вячеслав Дмитриевич Кузнецов, Александр Васильевич Сыргашев, Юрий Алексеевич Карамашев, Александр Павлович Иванов, Вениамин Юрьевич Ермолаев. И надо, чтобы о них знали все!
Через несколько лет я стану ровесником тех, кто остался в горах чужой страны. Как сказал поэт Николай Майоров: «ушли, не докурив последней папиросы». Другой поэт напишет так:
«Здесь каждый двор затих и ждёт, стреляет в спину.
Здесь, улыбаясь, шепчут вслед: «Да чтоб ты сгинул!»
Здесь даже дети в кишлаках – и те душманы...
Что мы забыли на земле Афганистана?»
Кто ответит на этот вопрос? Кто заменит родителям их сыновей? Никто.
Но забудут ли павших на дорогах Афганистана?
Алексей Ковалёв,
7 «А» ТСШ №2
Оставить сообщение: