С названиями притоков реки Матур: Айзас, Тайзас, Томзас, Алзас связаны мифы о мусмалах (по шорски «хашхачар»). Эти мифические таежные жители, людоеды, имевшие свой особый язык. Мусмалы имели коровьи копыта и развитый волосяной покров. Они жили в тайге и нападали на жителей селений ночью. Спастись от них можно было на дереве или на скользком льду. Память о мусмалах сохранилась в топонимических названиях рек с окончанием на «сас».
Множество легенд и преданий связано с устьем реки Матур. Одна из них о горе «Хооргыс тасхыл». Согласно легендам, предком бельтыров был правитель Хан – Сурте. Вместе со всеми жителями долины реки Абакан он был захвачен монголами и угнан за Алтай. Его сын Хан-Сулу с группой людей бежал на Родину и долгое время спасался на горе Хооргыш-тасхыл. Место укрытия, где спаслись бельтыры, стало их родовой горой.
О хребте Хан-Сын повествуют легенды: «Душа Ай-Салынгара», «Хара-Чистары», «Хребет Хан-Сын». Монгольский хан с вершины горы, в устье Матура, увидев множество людей на пашнях работающих абылом. Он предположил, что это воины размахивают саблями. И хан решил выяснить, не грозят ли они им бедой. Остановившись, монголы варили мясо и конскую кровяную колбасу. Хан решил проверить, сварилась ли колбаса своей саблей. Горячий бульон брызнул ему прямо на шею и хан, от неожиданности, взмахнув саблей, сам отсек себе голову. Там его и похоронили, а место стали называть «Хан-сын».
Происхождение названия горы Алдаш отражено в легендах «Табаны» и «Гора Алдаш».
С древнейших времен в долине реки Матур обитал сеок хыйлар. В монгольскую эпоху, во главе рода стоял вождь Халтуйгах, имевший младшего брата Халчанмиса. Младший брат обладал богатырской силой, но страдал слабоумием. Как-то зимой Халтуйгах попросил младшего брата перегнать коров через реку. Скот скользил и падал. Слабоумный брат решил, что у коров скользят сапоги, содрал с них копыта.
Однажды старший брат с женой ушли на пашню, оставив с младенцем слабоумного Халчанмиса. Когда ребенок заплакал, он шёлкнул его по лбу. Так как сила у него была богатырская, то ребенок сразу умер. Неутешное горе захлестнуло Халтуйгаха и он решил избавиться от слабоумного брата. На следующий день братья пошли на охоту. Старший сказал младшему, что погонит с горы красную косулю, а младший должен её схватить и не отпускать. Халтуйгах оставив Холчанмиса под горой, сам взобравшись на вершину, накалил до красна, каменную глыбу и скатил её с горы. Слабоумный брат грудью встретил пылающий камень и прижал его к себе. Гора с тех пор называется «Алдаш» (алый камень), и на ней поныне лежит алый камень.
Возникновение названия реки Балыкташ упоминается в легенде «Киджины».
В устье реки Сос, у старика Тохтобия была единственная дочь. Девушка собирала ягоды в тайге, мимо проходили шорские охотники и один из них увез её в жены в Кузнецкую чернь. Через некоторое время она очень соскучилась по дому. Будучи беременной, она сказала мужу, что очень хочет звериного мяса. Когда муж ушел на охоту, девушка пешком отправилась в родительский дом. В долине реки Матур, когда взятая в дорогу еда закончилась, она в небольшой речке ловила рыбу и этим питалась. И назвала богатую на рыбу речку «Балыкташ».
Долина реки Матур, её горы и реки упоминаются в 11 легендах и мифах Хангорая. С текстами этих и других преданий читатели могут познакомиться в книгах В.Я. Бутанаева: «Историческая омонистика Южной Сибири», и «Мы родом из Хонгорая. Хакасские мифы, легенды и предания».
Е. Иванова,
заведующая Матурской сельской библиотекой
* Хонгорай – название хакасской земли во времена монгольских завоеваний.
Оставить сообщение: