Москва к нам много ближе, чем сто лет назад, если измерять версты часами, проведенными в дороге. И все же неизмеримо далеко. Гости из самой Москвы – на нашей земле все еще великая редкость. Их приезд событие радостное. А если гости едут с визитом на самый край и без того самого удаленного района Хакасии – в с. Матур, тут умножай редкость и радость на двое – не ошибешься.
На минувшей неделе такое событие и произошло. В гости к матурцам приехала делегация института развития гражданских инициатив (г. Москва), причем возглавила её генеральный директор института Елена Валентиновна Григорьева.
Впрочем, гостей было куда как больше, и повод был более чем серьезный.
В рамках реализации проекта-победителя Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива-2021» Автономной некоммерческой организации «Институт гражданских инициатив» институт проводил в Хакасии трехдневный марафон проектов «Сила сообществ». И один день из этого семинара был целиком и полностью посвящен Матуру.
Уже в 10 часов утра в Матурской школе тесно от гостей: и московских, и из числа первых лиц Хакасии, и района. Председатель Верховного Совета РХ Владимир Николаевич Штыгашев, министр национальной и территориальной политики Республики Хакасия Михаил Анатольевич Побызаков, министр культуры Хакасии Светлана Анатольевна Окольникова, глава Таштыпского района Алексей Александрович Дьяченко, и.о. заместителя главы по социальным вопросам Елена Александровна Цыганкова, депутаты Верховного Совета республики Наталья Вячеславовна Кокорева и Василий Иванович Шулбаев.
Началось мероприятие с молебна во здравие в Храме священномученика Амфилохия, епископа Енисейского. Службу провел настоятель Христорождественского Храма отец Роман. И в проповеди, краткой, но какой-то особенно проникновенной, вспомнил он и об Амфилохии Скворцове, пронесшего свет веры через гонения и лагеря, и об основателе Храма в Матуре, священнике, просветителе, писателе и поэте Иоанне Штыгашеве. В унисон думалось, что у каждого из них был свет таланта, которым наделил их Господь. И еще о том, что если дал Бог свет, его надо нести людям, какие бы испытания не ждали тебя впереди.
«Дарите душу без остатка, она неиссякаема», – почему-то вспомнились именно эти строки Булгакова, может, потому, что решись я придумать девиз празднику на матурской земле, я бы воспользовалась именно этой цитатой. Нынче казалось, что обмен душевной щедростью был совершенно взаимный. Мы – гостям, гости – нам.
В холле школы – выставка, посвященная Иоанну Матвеевичу Штыгашеву, и удивительный экскурсовод – заведующая сельской библиотекой Евгения Александровна Иванова. Это во многом благодаря её работе имя священника не забыто, это она начинала краеведческую работу. Теперь Иоанн Штыгашев – гений места, ангел-хранитель Матура. Он и в этом мероприятии будто находился незримо рядом. Его еще не раз вспомнят, восхитятся, и… немножечко похвастаются, вот мол, каких людей родит таежное село.
В музее гостей встречает директор музея, педагог, в недавнем прошлом директор школы Лидия Григорьевна Дубровина. Но привлечь внимание выходит не сразу. Гости буквально исследуют музей. Портреты фронтовиков на стенах, бивень мамонта, летопись школы. Ничего удивительного, одному из старейших школьных музеев есть что показать. И есть чем и кем гордиться.
Но особенные восторги у москвичей вызывает русская горница. Слышу, как восторженно высказывается мужчина лет тридцати в русской традиционной рубахе:
– Русская горница… Мы думали, что в Хакасии в приоритете хакасская культура.
К слову, позже узнаю, что этот весьма импозантный мужчина – руководитель Нижегородского регионального отделения Ассоциации русских шахмат Виктор Даль.
У нас в приоритете дружба народов, хочется ответить, но слышу, как отвечает Елена Александровна Цыганкова, заместитель главы района:
– На Таштыпской земле в мире и добрососедстве живут несколько десятков национальностей и культуру каждого мы храним.
А ведь правда – храним, мелькает мысль, все вместе, все рядом, и на столе – хан и блины. Странно, что никогда об этом не задумывалась, это уже как само собой разумеющееся.
В фойе фотозона – традиционный шорский шалаш, шкуры, национальный костюм шорцев. Виктор Даль отдает дань еще одной культуре, рассматривает, расспрашивает:
– А вы примерьте костюм! – радушно приглашают хозяева.
Он проводит рукой по вышивке, пытливо интересуется узорами, назначением одежды, но примерить не рискует. А вот фотографируется с удовольствием.
Почему так греет душу внимание гостей к малой нашей родине? Не знаю, но греет. И с этим теплом идем в актовый зал, где душа уже не согреется, а разгорится!
Нас ждет хор Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. Перед началом концерта приветственные слова министра культуры Светланы Окольниковой:
– Побывать на матурской земле для меня радость вдвойне, я – Почетный гражданин Таштыпского района и это звание ношу с гордостью.
Аплодисменты. Так и хочется заметить в ответ, что в районе Светлану Анатольевну давно считают своей землячкой, пусть не по праву рождения, но по праву души.
– Это она сюда концерт привезла? – интересуется местный житель.
– Не знаю точно, но скорее всего…
– Она, она! – уверяет тот.
А хор имени Шрамко занимает сцену в актовом зале, занимает целиком, кажется, стоят плечо к плечу, и ведущий чуть смущенно объясняет:
– Хорошо, что мы еще не в полном составе. Потанцуем, девчата? – обращается он к коллективу.
Где потанцуют? Как? – задаюсь вопросом. Но хор и впрямь и поет так, что, то в слезы бросает, то в безудержную удаль русской песни, и в самом деле – танцует. Под ногами таланта любая сцена – Большой театр. Удивляет, как в небольшом, по сути, концерте мастера хорового пения сумели показать и разнообразие репертуара, и мощь голосов, и еще влюбить в себя зрителя?
Хору аплодируют жарко, не жалея ладоней. А ведущие уже приглашают в кабинет по соседству, где разворачивает работу модуль «Русские традиции здоровья».
Они оказались весьма простыми – едим свое, готовим без консервантов, пьем чай на травах и желаем добра себе и окружающим. И все дружно чай пили, о национальных особенностях варенья разговоры вели. Узнала для себя – варенье раньше варили без сахара. Упаривали ягоду в русской печи. В крайнем случае, добавляли мед. Вареньем гости угощали земляничным и ежевичным. Редким по сибирским меркам. Вкусным. «Неужели без сахара?» – удивлялись хозяева. Вкус? Сказала бы – джем, но нежнее, и ягоды чувствуются как ягоды. Ешь – понимаешь, сие есть земляника. Рецепты пастилы, кстати, тоже без сахара, и травяных сборов для чая на заметку взяла. Впрочем, не я одна, думаю.
А дальше была уже пища для ума. Модуль второй – «Русские шахматы».
Да-да и такие есть. Впрочем, сначала вкратце о шахматах. «Древняя игра таврели – русские шахматы, появилась на территории Центральной Руси в середине VIII века. Игра отчасти напоминает традиционные (индийские) шахматы, однако она на порядок сложнее. Шахматная доска состоит из 64-х клеток, а у каждого игрока по 16 фигур (ратоборцы, лучники, волхв, князь, хельги и др.).
Ни одна из фигур в процессе партии не снимается с игровой доски: они ставятся на другие таврели, образуя башни. Игрокам приходится следить за доской и фигурами на ней в трех измерениях, что развивает объемно-пространственное мышление».
Объяснил и научил азам игры Виктор Даль. Честно говоря, предполагала, что новая игра, да еще такая, что сложнее шахмат, вряд ли увлечет зрителя. Это же не лапта и даже не шашки, а время к вечеру и голова уже впечатлениями полна…
Но чтобы зажечь, надо гореть самому. Интересно наблюдать было, как Виктор русскими шахматами горит.
– Что напоминает вам слово таврели?
– Тавро! – единодушно отвечает зал и поясняет значение слова «тавро» и заодно слова «тамга».
– Надо же! – удивляется Виктор Даль. – Мы проехали всю Россию, но вы – первый регион, где знают значение этого слова.
И просит назвать имя земляка, любого. Мы обязательно найдем потом его среди шахматных фигур.
– Иоанн Штыгашев, – раздаются голоса, – Григорий Зорин!
Ну кого же еще вспомнить на матурской земле?
Игра захватывает всех с головой. Уже заканчивая мастер-класс, Виктор вдруг спросит:
– Как думаете, кто из фигур ваш земляк Иоанн Штыгашев?
– Волхв (мудрец)! – отвечаем.
– А я думаю, он – хельги.
Хельги – это такая фигура, которая для того, чтобы раскрыть свою истинную силу, должна пройти большой путь и переродиться.
Зал соглашается. Ведь и действительно, путь мальчика из таежного села до вершин мудрости был нелегок и долог. И опять кажется, что Иван Матвеевич Штыгашев рядом незримо…
Завершается мероприятие, когда солнце клонится к горизонту, касаясь макушек гор заалевшим краем. Завершается модулем «Русские традиции гостеприимства». Ряд крутобоких блестящих самоваров. Ароматный чай. И рассказ о том, как встречали гостей, какое место занимал в русских традициях самовар и, собственно, сам чай.
И этот рассказ как-то легко переходит в беседу о том, что подарил этот день каждому. Вообще-то думалось, что он обогатил новыми знаниями и знакомствами только нас. Чем можно удивить гостей аж из самой Москвы? Но директор института гражданских инициатив Елена Валентиновна Герасимова, говорит:
– Я думала мы едем учить вас, но очень многому вы научили нас. Мы поражены тем, как где-то на краю света, в далеком сибирском селе умеют хранить традиции, у вас удивительный район и удивительный Матур.
А Виктор Даль передает в дар директору школьного музея Лидии Григорьевне Дубровиной, кажется, самое дорогое, что у него есть – набор русских шахмат. И обещает, что онлайн-консультации и поддержку для развития русских шахмат он обязательно окажет.
Елена Герасимова – из Москвы, Виктор Даль – из Новгорода, мы – из Хакасии, но разве душам для родства есть преграды?
И разговор уже идет о том, что нам просто необходимо принимать участие в конкурсе грантов, проводимых институтом, начинать лучше с региональных конкурсов, нам ведь есть чем поделиться с миром, есть. У нас ведь и в самом деле удивительный район. И Матур у нас удивительный!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: