21 мая ушла из жизни Анна Ивановна Ильина – последний ветеран Великой Отечественной войны Таштыпского района. Последние годы она жила с дочерью, которая ухаживала за ней.
Дорогая Анна Ивановна, низкий поклон Вам за вашу доблестную юность, за Ваш беспримерный подвиг, за Великую Победу! Мы всегда будем помнить об этом!
Администрация Таштыпского района, совет ветеранов Таштыпского района, движение «Волонтеры Победы» выражают глубокие соболезнования родным и близким ветерана.
* * *
В 1933 году будучи маленькой девочкой Анна Ивановна Ильина приехала в Аскиз со своей семьей, которая спаслась от раскулачивания. Здесь она выросла и окончила 7 классов школы. Тогда это было достаточно весомое образование.
Несмотря на войну, катившуюся по всей стране, на сложности жизни, девочки оставались девочками, они мечтали красиво одеваться и нравиться. В 1941 году Анна Ивановна вместе с двумя подругами подали заявление в Свердловский техникум на ткачих. «Чтобы ткать красивые такни, из которых потом сошьют платья», – поясняет моя собеседница. Но мечте не суждено было сбыться.
Аня-пацанка
В 1942 году только она выкарабкалась из лап тифа, ее волосы еще не успели отрасти на ширину трех пальцев, как ее призвали в армию. Анна Ивановна попала на Дальний Восток в 749-й зенитно-артиллерийский полк, расположенный рядом с Хабаровском. Из-за особенностей прически в части ее прозвали «пацанкой». Да и характер был у нее всегда боевой. Анна Ивановна и сегодня, несмотря на почтенный возраст, не унывает, полна задора, любит шутить и загадывать заковыристые головоломки, «бухгалтерские загадки» – как она их называет. Помнит она их наизусть. И уж сомневаться не приходится, что память хранит все до мелочей о годах, отданных фронту. Особенно незабываемы те трудности, которые пришлось пережить во время войны совсем молоденьким девчонкам.
– Какая тогда была техника? – вспоминает моя собеседница. – Пулемет «Максим» обслуживали 4 человека: пулемётчик, наводчик, помощник наводчика и я – устанавливала дистанцию, то есть расстояние до самолета. Было очень трудно: и наука была достаточно сложная, и условия были тяжелыми. Кормили так, чтобы уж совсем не падали. Я была самого маленького роста, но приходилось таскать ящики, в которых лежали патроны по 500 штук. Так силенок не хватало их поднимать, все волоком. Летом парни-солдаты собирали конский щавель, а девушки очищали его от червей. Вот из него похлебку варили: вода, соль и эти листья. Но никто не отказывался, потому что надо было хоть что-то горячего поесть. Правда, так как на Востоке рыбы много, то доставалась и селедка. На землянку давали 2 ведра воды, и этого количества должно было хватать на умывание, питье и на другие потребности. Мы от голода ту воду всю выпивали, а больше не давали. Спали на нарах. Весной как снег тает, так в землянке вода хлюпает. Зимой землянки топили только раз в день – на ночь. Ужасные морозы были и снега много. В первый год я приехала в катанках, а на следующий уже дали американские ботинки на четыре размера больше нужного. Ох и тяжелые они были! И вот целый день на морозе.
Однажды я сильно подмерзла. Потеряла голос. Положили в больницу, где врач тоже совсем девчонка, чуть не «залечила». Спасла меня бабушка, которая работала техничкой в медсанчасти. Принесла два кирпича, разогревала их на печке, клала в ведро, садила меня над ним, укутывала одеялами, лила воду на раскаленные кирпичи понемногу – так я и грелась. После двух таких процедур я и заговорила. Второй раз я заболела от надсады – не могла есть. Но там не лагерь отдыха. Никого домой не отпускали. Все эти условия сказались на моем здоровье. Дело дошло до аппендицита, только тогда меня определили в госпиталь.
В 1945 году по Хабаровску вели пленных японцев, нам разрешили выйти на них посмотреть. Все удивлялись тому, как хорошо они были одеты: во все шерстяное.
Но и там – на войне – молодые солдаты, хоть и надевали военную форму и отражали налеты вражеских самолётов, но в душе оставались детьми. Анна Ивановна вспомнила такой смешной случай-баловство:
– Однажды попала в землянку лягушка. А одна из девушек, Клава, поймала ее, держит за лапу, спрашивает у всех: «Ну, кто боится?». Мне хоть и неприятно было, но я сказала, что не боюсь. А была такая хохлушка Маша, так та соскочила и убегать. Клавка догнала ее и за шиворот эту лягушку засунула. А что с нас возьмешь, совсем молодые были, нам и поиграть порой хотелось, и побаловаться.
Этот день мы приближали, как могли
Верно поется в известной песне про победу: «Это радость со слезами на глазах». У всех участников той войны сразу глаза становятся мокрыми, когда рассказывают о том, как получили известие о победе. Для Анны Ивановны это тоже самые светлые воспоминания:
– Обычно политсобрания для девушек и парней велись отдельно. А в тот раз было общебатарейным. Вот лейтенант ведет занятие, вдруг дежурная, которая тут же сидела у телефона, говорит:
– Передают день победы!
– Отставить разговоры! – прервал ее лейтенант.
– Ууу, бабы, любите все сочинять, – зашипели на нас парни.
– Передают, что закончилась война, – опять попыталась сообщить девушка. Но лейтенант снова приказал соблюдать тишину.
И только когда в комнату ворвалась девушка-дневальный и на весь кабинет крикнула: «Товарищ лейтенант, заканчивайте занятие, конец войне!!!» – тут уж парни подскочили, стали целовать нас в щеки, приговаривая: «Девушки, счастливые наши, война кончилась!!!» Другие подхватили лейтенанта и качали на руках. Такая радость была для всех.
Три года без месяца воевала Анна Ивановна. Вернулась домой 2 ноября 1945 года. Пошла работать секретарём в райисполкоме села Аскиз. Лишения военных лет напоминали о себе. «Холод выходил», – как говорит Анна Ивановна. Ноги болели так, что она не могла встать по утрам с кровати. В больнице фельдшер встретила не очень доброжелательно. На вид Анна Ивановна была здоровой, и врач, услышав жалобы на невозможные боли, просто глянув на нее, закричала: «Ты такая молодая, постеснялась бы в больницу идти!». Анна Ивановна больше и не стала ходить туда. Чуть позже пожилая женщина научила ее, как лечиться в бане – париться. И со временем боль из ног ушла. Старое народное средство помогло.
Войну не сотрешь из памяти, но жизнь берет свое. Чуть позже Анна Ивановна стала работать кассиром на машинно-тракторной станции. Там же работал агрономом после фронта Алексей Ильин. Они познакомились, немного погодя поженились. Прожили вместе 49 лет. Родили и воспитали двух детей.
Ольга Гонза
Оставить сообщение: