Начало всех сходов, как зачин в сказке – неизменен. Цифры и факты, чем и как живет сельсовет и район.
О районе и его достижениях уже писали. Что же до Большой Сеи, им в целом есть чем похвастаться – ремонт улиц, строительство моста в Иничуле, провели праздник села, традиционный турнир по борьбе… Дотация сельсоветам выросла практически в два раза и бюджет Большой Сеи в этом году составляет более 12 миллионов рублей. В 2017 году бюджет был всего 6 миллионов рублей. Глава села не жалуется, но живут сейцы тоже по принципу «заблокируют-разблокируем». Из долгов в долг.
Эту ситуацию подтверждает и Глава района А.А. Дьяченко:
– Наши сельсоветы сейчас в полном объеме не могут исполнять свои полномочия, потому что за счет средств, заложенных в бюджет на этот год, им приходится покрывать кредиторскую задолженность прошлых лет. Но такая ситуация сложилась не сегодня и не вчера, и не только в сельсоветах. Скажем, долг республики составляет 20 миллиардов рублей. К этому надо относиться с пониманием. У нас нет других условий, мы вынуждены работать в тех, которые есть.
Не поспоришь. «Времена не выбирают – в них живут и умирают…» Нам достались времена с сюрпризами. Один из них – «мусорная» реформа. Весть о ней вызвала бурю негодования. Как впрочем и во всех остальных поселениях. Но вывод один – закон федеральный и платить за вывоз мусора мы будем. Можно утешить себя тем, что на эту услугу можно получить льготу, как и на другие коммунальные услуги. Стоит однако усвоить, что на контейнерные площадки нельзя вывозить: навоз, ботву, ветви после обрезки сада. Куда это девать? В компост, ибо в селе поставят только две контейнерные площадки.
– Мы по уши в мусоре. Сельсоветы не справляются с ним. И «мусорная» реформа призвана эту проблему решить, – резюмировал глава района. И призвал сельчан быть активнее, если видят, как мусор сваливают в лога и на обочины. Не можешь остановить – сообщи!
– Заплати, заплати… А где работать-то нам? Скажите, совхоз у нас ферму закрыл? – поднимается с места мужчина лет сорока пяти.
– А почему вы меня об этом спрашиваете? – реагирует глава района.
– А кого?
– Советский Союз кончился почти тридцать лет назад. Государственные сельхозпредприятия закрылись, перешли к частнику. Власть не имеет полномочий на открытие совхозов и колхозов. Открывайте фермерские хозяйства.
– На какие шиши их открывать?
– Вы сами-то проявляйте активность. Вот скажите мне, кто-то из большесейцев участвовал в программах по поддержке фермерских хозяйств? А там грант можно было получить до трех миллионов рублей!
– Да у нас в прошлые годы участвовали, а потом всех фермеров налогами задушили, – ответ из зала.
– А вы хотите жить в стране, всем пользоваться и налогов не платить?
И дальше спор о несправедливости жизни. Ясно, народ устал от бесконечного кризиса, бедности, роста цен, сокращений и оптимизаций. Устал. Вот и высказал властям района все, что думал. И за безработицу, и за растущие энерготарифы, и за плохую экологию… Власть в свою очередь предъявила народу свои обоснованные претензии, главная из которых – безынициативность. Так, к примеру, управление сельского хозяйства не могло найти фермеров, желающих поучаствовать в борьбе за грант в три миллиона рублей. Нашли с трудом… одного.
Спор, кто же прав: власть имущие или те, кем они избраны – вечен и всегда горяч, но на сходах лучше обсуждать местные проблемы.
Сельчан успокаивает Председатель Совета депутатов А.А. Петрунов:
– Поймите, вы зря тут устраиваете противостояние. Мы – не враги. Мы ехали сюда, чтобы обсудить местные проблемы и помочь вам их решить.
Из местных проблем обсудили: как метить скот, о тонкостях пенсионной реформы и льготах на установку оборудования для приема цифрового телевидения. Повестка дня сходов традиционна. И традиционна же масса нареканий к здравоохранению. Основные – на прием к стоматологу, терапевту, гинекологу очень сложно попасть.
Т.В. Сазанакова, глава Большесейского сельсовета, привела пример: на прием к врачу не смогла попасть мать с больным ребенком. Причем у ребенка была высокая температура. Почему такое стало возможно?
– Ваш участковый врач Лариса Борисовна Юктешева, к ней всегда есть талоны. Возможно она была на учебе, – разъяснила заместитель главного врача В.Г. Субракова (на снимке).
Отчего-то при этих словах по залу смех. А после вопрос:
– А если мы не хотим к ней? А хотим к Бутонаеву?
– Мало ли, что вы не хотите! – жестко режет Вера Григорьевна.
– Мы не имеем права выбрать врача?
Из зала подсказывают:
– Имеем! Имеем!
– Да, – соглашается представитель здравоохранения. – Вы можете выбрать другого врача, но и он может отказаться. И если все будут выбирать, получится, что у одного врача будет огромная нагрузка, а другой план по приему не выполнит.
Очень хочется, чтобы кто-то спросил, а кто мешает другому врачу работать так, чтобы «к нему хотели».
Впрочем и у врачей к больным есть вопросы. Так, на прием к выездной бригаде врачей в Большой Сее пришли 7 человек, а в деревне Верхняя Сея вообще никто не пришел. Почему? Или здоровы все, или не ценят возможность без помех побывать на приеме у тех врачей, к которым обычно попасть трудно.
Завершает сход новость о грядущем особом пожароопасном периоде и строгое предостережение С.Г. Тюкпиековой – представителя пожарной службы, что едва этот режим грянет – вход в лес будет запрещен. И любое появление в тайге может обернуться штрафом.
Накал схода, да и сам сход тихо сходит на нет. Какие выводы? Перефразирую поэта: «Разделились беспощадно мы на власть и на народ…» И обе стороны имеют друг к другу вполне обоснованные претензии. И обе стороны устали от экономических передряг. И обе стороны, безусловно, мечтают о сильной стране, республике, районе. А этой мечте дано сбыться только в том случае, если и власть, и народ таки прислушаются друг к другу.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: