Д. В. Калинин: « Я не жалею о принятых решениях!»

01:00 06.11.2015
Д. В. Калинин: « Я не жалею о принятых решениях!»

Неправильный «буржуй» или правильный хозяин?

– Есть такое выражение «Хочешь разориться быстро – иди в казино, хочешь разориться приятно – заведи женщину, хочешь разориться наверняка – вложись в сельское хозяйство»?

– Устаревшая поговорка. Так говорили люди, которые не умели думать, не умели считать деньги. Для меня примером является Столыпин Петр Аркадьевич, премьер-министр Российской Империи, который затеял в свое время аграрную реформу. И если бы ему в свое время позволили довести её до конца, Россия была бы совсем другой…У него никогда не было подобных мыслей. И поэтому я умею читать и умею считать. Читаем о новых технологиях, изучаем их, внедряем.  За три года, что я возглавляю хозяйство, нам удалось существенно сократить затраты, вот как раз путем привлечения новых технологий.

– Считать уметь это, конечно, хорошо… А рубануть с плеча не страшно, в погоне за прибылью, люди все-таки?

– Но бизнес и создается с целью зарабатывать деньги. В любое дело, не только в сельское хозяйство никто не приходит для того, чтобы разориться. А приходят получать прибыль… Конечно, никто не застрахован от неудачи!

– Сколько сейчас человек работает в «Ниве»?

– Сто с лишним. Но это еще не конец реформ!

– А по их завершении?

– Останется шестьдесят.

– Печально.

– Печально с точки зрения прошлого, когда предприятия были государственные. Они не заботились об экономической прибыли, им важны были показатели. Количественные, но не качественные. Мы сейчас ставим цель – только качество, качество во всем! В 2013 году мы ушли от мясного животноводства, взяв курс на молочное. И в 2016 год войдем с маточным поголовьем, которое будет способно давать 4500 литров в год от коровы.

– Неплохо, а порода какая?

– Симментальская.

– Она же мясомолочная?

– Молочно-мясная. Что и неплохо, мы можем враз развивать и то направление, и то. А к мясу мы еще вернемся. Пока же в приоритете – молоко, молоко и еще раз молоко. Симменталки способны  давать без всяких специализированных добавок, на качественных кормах до 6 тысяч литров. Приобрели лабораторные приборы, которые могут контролировать всё: от белка и жира до специфического КМАФАМа.

– А что такое КМАФАМ?

– Загрязнение молока бактериями. Сейчас купили фильтры на молоковоз, на танк-охладитель, чтобы убрать все загрязнения вплоть до соматики. Идем к высшему сорту продукции.

– Упаковываете у себя?

– Нет, у нас постоянный партнер – СПК-Сибирь. Они представлены здесь во всех магазинах, торговая марка «Молоко Сибири». Думали и о своей переработке. И даже почти надумали, но нужен специалист.  Можно затратить двадцать пять миллионов на цех по переработке, но он встанет колом без грамотного технолога.

– А привезти сюда специалиста и построить жилье для него?

– Мы будем строить в этом году дом Захарову Артему Валентиновичу, ветеринару. Он должен определиться с участком, дай Бог в следующем году въедет в новое жилье. А с технологом пока подождем.

– Вы неправильный «буржуй». Буржуи должны угнетать, а не дома строить.

– А буржуи на российской почве не приживаются. Это капиталисты и живут они где-нибудь в Америке.

– А Вы себя таковым не считаете? Кто Вы, если не капиталист? Предприниматель? Директор?

– Почему-то в нашей стране, а особенно в глубинке, демонизировали капитализм. Состоятельный – значит вор. А то, что человек работает, как ломовая лошадь, не спит ночами .…Я – не капиталист. Я – хозяин.

– Хороший ответ. И как у хозяина обстоят дела с вечной проблемой – с кадрами?

– Не такая и вечная, мы её в основной массе преодолели. Скажем так, она есть, но не такая острая как была раньше.  

– Как так? Сколько помню по сельскому хозяйству всегда стоял вопрос: где людей брать будем. Приняли – выпил – уволили.

– Так и было. Приняли – выпил – уволили. Но те, которых уволили больше сюда никогда не вернутся. Никогда! Остались проверенные, те, кто доказал своим трудом и отношением к хозяйству свое право работать, в компании моей семьи.

– А есть за что держаться?

– Люди получают зарплату деньгами, без задержек. До моего прихода задержки случались и месяц, и два, и три. Я стараюсь вникать в проблему каждого, кто приходит ко мне за помощью. Если человек стоит ко мне лицом. Но не дай Бог ему повернуться ко мне другим местом. Я не злопамятный, но…

–…врагов запоминаю?

– Я считаю, что у меня нет врагов, как у синего кита в океане. Я не перехожу никому дорогу, и мне её никто не переходит. Наоборот, открыт для сотрудничества, пример этого года. Мы хорошо сработали с Александром Матвеевым. Мы не успевали с заготовкой сена. Некоторые поля отдали ему из расчета 50 на 50. Он сам обрабатывал их, косил, прессовал. Сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Почему-то, кроме него, никто не пошел на это. Сейчас много говорят о кооперации, но на деле... А будущее, считаю, как раз за кооперацией. Ярчайший пример – финская компания «Valeo», что объединила вокруг себя фермеров. Но нам до кооперации еще долго предстоит переламывать сознание. А надо бы понять, что мы работаем для того, чтобы поднять сельское хозяйство, сделать его прибыльным.

Я люблю коров и эффективную технику

– У Вашего отца есть страсть – лошади…Она по наследству не передалась?

– Порыв моего отца – действительно благороден. Но не в этих условиях. Понимаете, когда мы работаем по закону, а местное население даже не представляет, что такое ветеринарное законодательство. И как следствие, болезни, карантины, расходы, причем шишки от надзорных организаций валятся на нас. Мы же работаем официально. И в этом году принято решение убрать поголовье лошадей, оставив только рабочих. А лошади Виктора Григорьевича, моего отца, есть, это абсолютные чемпионы Сибирского округа, но они в Абакане и приносят славу Хакасии. И потом, что такое страсть? Можно смотреть на коня, любоваться, прокатиться, обняться, а можно вложить средства и ничего, кроме душевного удовлетворения, не получить. Пока предпочитаю первый вариант.

И еще, я больше люблю коров.

– Поэтому и реформу предприятия начали с ферм?

– Мы уже достраиваем новый коровник, точнее реконструируем, уже в ноябре стадо из Большой Сеи встанет в новый коровник в Таштыпе. Пока это ферма №1, потом она станет просто фермой.

– И какой она будет?

– Молочно-товарной фермой, где жизнь кипит. Доятся коровы, рождаются телятки, выпаиваются молоком и ЗЦМом, ставятся на откормплощадку, взвешиваются, осеменяются – полностью весь технологический цикл. Мир, закрытый от посторонних глаз. Ни чужой человек, ни постороннее животное не должны заходить на ферму, потому что мы заботимся о здоровье своих животных и качестве продуктов. Труд доярок будет автоматизирован, и с бидонами никто бегать уже не будет. Смонтирован молокопровод, еще неделя-две и животные встанут в комфортное помещение.

– Реформы ведь коснутся не только молочного производства?

– Основные реформы направлены на внедрение новых технологий в почвообработке, кормозаготовке. Весной мы купили новый трактор, к нему приобретено немало агрегатов. Из последних – тяжелая борона. Она позволит нам не использовать плуг.

– Как, совсем? Минуя вспашку, сразу боронование? А глубина запашки?

– До двадцати семи сантиметров. Обрабатывать поля бороной необходимо не один раз. Плюс раз в пять лет проводить плужение. Производители гарантируют, что это позволит нам избавиться от сорняков на сто процентов. Сто или не сто, это покажет следующий год. То, что она избавит нас от плуга, мы уже поняли. И весной нам останется только пройтись посевным комплексом.

– А как ваш знаменитый «американец»? Этот трактор, помню, наделал немало шума. Весной обратила внимание, что не все поля возле Большой Сеи равномерно засеяны – заметны проплешины.

– Ни одна техника сразу не начнет работать, необходима настройка. Видимо это и был процесс настройки. Наш механизатор, а трактор мы передали Сергею Токчинакову, сейчас с ним управляется и его сын – Андрей. Пашут сутками. Да, трактор полностью оправдал надежды, которые на него возлагали и мы еще не использовали все его возможности! Помимо того, что это эффективная, умная машина, она сама едет, сама выбирает скорость, это еще и комфорт для водителя. Кстати, мы в течение нескольких лет приобретем еще один большой трактор, и несколько – три-четыре малых. Чтобы полностью перейти на импортную технику.

– То есть Вы не патриот отечественного автопрома?

– Я – патриот страны, но в технике я ценю эффективность и качество. Если российская будет соответствовать этим критериям, я перейду на неё.

Следующим шагом реформы стало – введение энергосберегающих технологий. Мы перешли с электроотопления на биотопливо – пеллеты. То есть гранулы из прессованных опилок. И это вновь себя оправдало. Мы окупили котел, который стоит в конторе, за 3 месяца. Сейчас переводим на твердое топливо и фермы. Непозволительная роскошь платить энергетикам по 5 рублей за киловатт. Нас ведь не спрашивают, хотим мы роста цен на энерготарифы или нет? Участвуем мы в импортозамещении или нет? Подняли и всё. Мы нашли способ снижения энергозатрат – перевели хозяйство на светодиодные лампы. В итоге очень ощутимо сократили затраты.

– Разве эти затраты не ложатся на себестоимость и цену продукта?

– Ложатся, но мы в течение трех лет не поднимаем стоимость молока. У нас есть определенные договоренности с переработчиками, мы не можем их подставить, а они не могут подставить своих покупателей. Поднимем мы – автоматически поднимутся цены и на рынке, рублей на 5, а то и на десять!

И нам, еще раз повторюсь, остается считать деньги и изучать новые технологии.

Люди – труженики, люди – герои…

– Давайте похвалим людей, все-таки праздник накануне?

– Давайте, с кого начнем?

– С животноводства, оно ведь Вам ближе…

– Как ближе? Любой человек, получающий у нас зарплату, получает её с прибыли, которую приносит животноводство. А хвалить могу всех, потому что люди, которых мы оставили, они все достойны похвалы, абсолютно все! Я выделю самых-самых.

Родионова Галина и её напарница Ангелина Топоева–телятницы. Они добиваются рекордных привесов – от 900 грамм и выше! Такого нет нигде в Хакасии. Но к слову о новшествах, мы внедрили забытый прикорм, еще советский – делаем кисель. Кашу, так называемую, из дробленки и ЗЦМ. И телята у нас, как поросята – розовые, шерсть лоснится.

Людмила Ивлева – бригадир дойного гурта фермы №1 и бригадир-осеменатор. Её можно сравнить с доктором, осуществляющим ЭКО – искусственное оплодотворение, после её рук все коровы у нас стельные на 100 процентов.

Выделю Василия Липского – моего заместителя по животноводству, он обладает перспективным мышлением. В прошлом году он придумал осеменять телок быками абердино-ангусской породы (порода мясного направления), он, во-первых, сэкономил нам больше полумиллиона рублей на покупку быков-симменталов. И второе , сейчас мы это поняли, когда телки стали телиться, он сэкономил нам немало средств на лекарствах, теленок у абердинов меньше и отел, соответственно проходит легче.

Помощники Василия Липского, зоотехники Мария Полякова и Татьяна Боргоякова – молодцы! Ответственные, грамотные специалисты, работящие.

А наши ветврачи? Гранина Любовь и Захаров Артем. Просто доктора Айболиты, даже если животное уже пора убить, они будут до последнего бороться за его жизнь.

Механизаторы … В этом году люди отнеслись к работе более чем достойно. Есть, конечно, исключения, но в основной массе – это труженики. Семейные династии Карамашевых, Токчинаковых, – золотые руки и ответственность передающиеся от поколения к поколению.  Георгий Сычёв порадовал своим отношением к работе. Люди все достойные, и эти достойные люди останутся здесь работать.

– Да… слушаю и думаю, у Вас стоит сейчас непростой вопрос, кто войдет в обновленную «Ниву». Или не будем о грустном накануне праздника?

– Я такой человек, что о принятом решении не жалею. Сокращение или оптимизация, назовите, как хотите – это экономическое требование. Жесткое, да, но вместе тонуть или спасти хозяйство – вопрос не стоит. В свое время мой отец вложил сюда столько сил и средств, что каково бы к моим реформам отношение ни было, «Нива» будет жить.

Праздники проходят, потравы остаются

– Отношение… Неужели ощущается какой-то негатив от населения? Казалось бы, одно из крупнейших предприятий…

– Ощущается…  Нам все время твердили: огораживайте поля, огораживайте поля. Частично огородили. Но люди сознательно разгораживают и нарочно загоняют скот. На Юрковских Мочагах мы бы собрали 30 центнеров с гектара, а собрали около десяти. Стравили! Ну ладно бы только мне они вредили. Ведь не я пахал, не я сеял, это мужики, обыкновенные мужики, работящие, сеяли и пахали. И это у них же сердца кровью обливаются, и это на их же зарплате скажется – ведь они с выработки получают. Это насколько же надо не уважать своих односельчан!

– Двадцать лет работаю в редакции, и двадцать лет каждое лето встает один и тот же вопрос – потравы. Вы совсем выхода не видите?

– Отчего же, я его четко вижу! И более того, на совещании с исполняющим обязанности министра сельского хозяйства Сергеем Ивановичем Труфановым, главой района Василием Ивановичем Шулбаевым, с главным ветеринарным инспектором Республики Хакасии, Гюльнарой Оразметовной Керимовой я озвучил свои предложения. Их осталось узаконить на уровне местной законодательной власти. Депутатам надо принять закон, ограничивающий беззаконие хозяев бродячего скота.

Мы должны создать базу данных всех сельскохозяйственных животных. Есть специальная программа, позволяющая зарегистрировать и даже отслеживать передвижение домашнего скота. Но скот нужно не бирковать, а чипировать. Вживляется чип под кожу. Вышла корова в хлеба. Высветили сканером, ага, это животное Ивана Ивановича Иванова. Будь добр, Иван Иванович, заплати штраф. И не 500 рублей, а 10 тысяч, а за второй случай – двадцать тысяч, а за третий – простись с коровой.

– Подождите, но размер штрафа установил Федеральный закон и менять его надо не на местном уровне. Надо выходить с законодательной инициативой в Верховный Совет, а уж тот в свою очередь, может, выйти в Государственную Думу. Это достаточно сложный процесс.

– А в Верховном Совете поддержали бы, я уверен. Все начинается с местной власти. Возможно, у них страх – им тут жить. Но простите… ведь и мне тут жить, я дом строю. И фермерам тут жить, не только мое предприятие страдает от потрав. Вон, Сузьмин Виктор, посеял многолетние травы. Стравили. А ведь это огромные затраты. В законе четко сказано, что за животных ответственность несет хозяин и он обязан пасти своих животных в специально отведенных местах. Может быть не хватает судебного прецедента? Так я его создам. И вопрос будет многомиллионным. Вы понимаете, мы решили сейчас кадровую проблему,  финансовых проблем у нас практически нет, а потравы остаются  болевой точкой. Потравы, потравы, потравы… У меня была ситуация, когда из-за них я боялся, что мне нечем будет кормить животных. А людям, выгоняющим коров, лошадей или свиней на мои поля, плевать. И что делать прикажете? Молча терпеть убытки?

Пример решения проблемы я видел в Красноярском крае. Там все просто, не дай Бог корова выйдет в поле… На борьбу с потравами настроены и хозяйства, и власти. А нам говорят – огораживайтесь! Но пока не будет культуры поведения, пока не будет ответственности – никакое огораживание не поможет. Каждый человек должен отвечать за свои поступки. А у нас даже биркование частного скота проведено не в полном объеме.

– Вот-вот и представьте, насколько реально провести чипирование?

– Вполне реально, чип стоит 150 рублей, установка элементарна – там специальный шприц. Но это должно быть поголовное чипирование, иначе толка не будет! Если б дело было только в потравах. А ДТП? В сумерках ни коровы, ни лошади не видно, машина врезается в животное и вот тебе трупы. А вопрос благоустройства? В прошлом году установили фонтан в селе и что? Коровы выпили всю воду. В законе есть четкое определение, кони и коровы – организованная пастьба. Свиньи – без выгульного содержания. Но во всех деревнях – свиньи разгуливают бесконтрольно. Вы слышали про «африканскую чуму свиней»? Вот представьте, что из-за нерадивого хозяина, который игнорирует ветеринарные правила, будет уничтожено все поголовье сельскохозяйственных и диких животных в радиусе нескольких километров. Выход тут один – решать проблему сообща!

Прецедент судебный создам. Обещаю.

– Надеюсь, у Вас классный юрист, потому что факт потравы животным, принадлежащим Иванову, Петрову, Сидорову, будет крайне трудно доказать.

– Для этого надо пройти ряд процедур. И мы их пройдем!

– Да, непраздничной темой мы заканчиваем предпраздничное интервью…

– Мы заканчиваем его архиважной темой! Праздники проходят, а потравы, к сожалению, остаются.

– И всё же… Ваши пожелания работникам сельского хозяйства!

– Уважаемые жители села Таштып и Таштыпского района, уважаемые фермеры и крестьяне, сельхозпроизводители!

От себя лично и от лица компании «Нива» поздравляю вас с этим прекрасным праздником, который позволяет раз в год признать ваши заслуги. Я желаю вам несгибаемой воли, хороших привесов, добрых урожаев, крепчайшего здоровья и всего самого наилучшего!

– Так и хочется добавить – и никаких потрав…Пусть будет это пожеланием лично моим сельхозпредприятию «Нива», от души желаю вам, чтобы бродячий скот более не топтал ваши поля. А всё остальное «Нива» преодолеет!

Наталья Ковалева

76913

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы