– Николай Васильевич, прошло два года после нашего разговора о земельной реформе. Сегодня можно подвести определенные итоги. Как справились наши сельсоветы с дополнительными полномочиями по управлению землями, полномочия на которые не разграничены?
– С января 2017 года эти полномочия вновь возвращаются в район. Помните, еще в первом интервью, мы отмечали, что передача полномочий осуществлялась без выделения средств на их исполнения. Наш район в свое время одним из первых выходил с законодательной инициативой, суть которой и состояла в том, что полномочия на распоряжение землями, полномочия по которым не разграничены, должны быть переданы в район. Теперь жители, желающие взять участок в каком-либо селе, обращаться должны к нам – в управление муниципальным имуществом, либо в МФЦ. В этом, конечно, есть небольшая сложность для иногородних. Но сложность вполне разрешимая. Зато работа многофункционального центра по оформлению участков теперь упростится, им предстоит работать не с восемью сельсоветами, а конкретно с УМИ. Стоит знать, что все услуги мы будем оказывать только гражданам, зарегистрированным на портале госуслуг. Для регистрации необходимо обратиться с паспортом и СНИЛС в Пенсионный фонд, МФЦ или центр занятости населения.
– А надежды на всемогущий генплан оправдали себя?
– Надо сказать, что эта земельная реформа проводилась, прежде всего, в интересах населения. Я бы назвал её земельной революцией. И то, что основным документом терпланирования стал генплан, немаловажное подтверждение этого. Именно генплан и никакой другой документ являлся основой для получения жителем участка под строительство. Ведь что такое генеральный план – это план развития территории. И составляя его, необходимо было учитывать все особенности того или иного сельсовета, то есть необходимо было учесть и природно-ресурсный потенциал, и требования социального развития, и возможный прирост населения. Скажем, на территории сельсовета есть возможность добычи гончарной глины, и было бы неплохо, чтобы генплан включил в себя возможность строительства каких-то мастерских. Составление генплана требовало умения мыслить экономически на десятки лет вперед. К сожалению, главы подошли к этому мероприятию не столь ответственно и генпланы их поселения – это взаимные копии. Пока можно работать и по ним, но время не стоит на месте, села развиваются, а значит рано или поздно у глав возникнет необходимость внесения изменений в генплан уже с учетом требований времени, экономических, демографических и социальных изменений. Но и такие, какие есть генпланы – это путь к упрощению процедуры получения участка. И свою необходимость они доказали.
– Это наша ментальная особенность – сказали сделать, сделали, но исключительно для галочки. А после уже по ходу доделывать и переделывать. Может быть поэтому и законы у нас все время дополняются и пересматриваются. В земельном законодательстве за прошедший год тоже ведь были внесены изменения?
– Внесены. И очень важные. Особенно те, что касаются земель сельхозназначения. Но сразу оговорюсь, любое законодательство претерпевает изменения. И ментальность тут не причем. Просто закон совершенствуется, он проходит обкатку, и практика доказывает обоснованность перемен, продиктованных реалиями жизни. Сегодня как никогда актуально, чтобы наша земля работала и приносила прибыль. Время таково, что пустующие поля – непозволительная роскошь.
Все изменения в закон о земле и сама реформа – имеет основную цель заставить работать на благосостояние России её основное богатство – землю. У нас огромные территории, может быть поэтому мы еще не научились относиться к земле, как к великой ценности. И дополнения в 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» заставят нас отношение к ней поменять. Как я уже сказал, основные новшества коснутся земель сельхозназначения. Теперь государство вправе отчуждать в свою пользу любой земельный участок, даже если на него установлено право собственности, но он не используется по назначению.
– То есть, к примеру, я владею земельным паем бывшего колхоза. Он размежеван, оформлен по закону, но у меня там – крапива-лебеда. Вот некогда мне заниматься сельским хозяйством. Придет дядя и заберет мою собственность?
– Условно так. Но закон не преследует цели – отобрать землю. У него скорее цель вовлечь в оборот неиспользуемые земли, а также усовершенствовать порядок изъятия таких земель при их ненадлежащем использовании.
– И что такое ненадлежащее использование?
– В законе сказано, что если участок земель сельхозназначения не используются для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более лет подряд с момента выявления проверкой факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ. Либо если использование участка повлекло за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде – это может служить поводом для изъятия участка. Исключение составляют земли, находящиеся в залоге у банка.
– На ум отчего-то пришли китайские теплицы. То есть если я залью свой гектар химикатами, убью почву – я могу ее лишиться? Вполне справедливая мера. Но опасаюсь кампанейщины по изъятию чужой собственности и плодородной почвы для ложных обвинений. Сосед, сгорая завистью, «стукнул» на соседа, что тот наносит вред земле. И пришли – забрали?
– До таких перегибов, думаю, не дойдет, более того закон четко оговаривает, что изъять участок можно после трех лет со дня выявления фактов нарушения законодательства. И если эти нарушения не устранены, только в этом случае участок изымается и выставляется на торги. Да, в торгах бывший собственник земель принять участие по закону не сможет. Следующий собственник должен начать обрабатывать землю уже в течение года. Понимаете, земля – не соль и не спички, её нельзя хранить про запас. Есть участок – обрабатывайте, сейте пшеницу, заготавливайте корма, в конце-концо в, сдайте в аренду тому, кто это будет делать. И тогда ваш участок будет приносить пользу и вам, и государству.
– Немаловажный вопрос, а кто будет устанавливать, что почве нанесен вред, повлекший за собой снижение плодородия?
– Специальная комиссия в состав, которой войдут необходимые специалисты: представители «Агрохимзащиты», экологи, геодезисты, агрономы… В зависимости от конкретного случая, состав может меняться. На глазок делать выводы никто не будет. И вердикт комиссия вынесет только после серьезных исследований.
– Хочется в это верить, потому как понятие «снижение урожайности» – очень размытое. Урожайность, даже огородной гряды, со временем падает. Плюс наш резко-континентальный климат. Ветровые эрозии, да мало ли причин для снижения урожайности.
– Никто и никогда не отберет землю у фермера на основании того, что он в прошлом году собрал 25 центнеров с гектара, а в этом только восемнадцать. Снижение урожайности должно стать критичным, к такому может привести истощение плодородного слоя земли. А чтобы истощить его надо постараться, даже очень постараться. Гораздо более возможный путь потерять участок – это превысить уровень химических удобрений, вносимых в почву.
– То есть так не получится, что 2 января к собственнику постучат и скажут: «Было ваше – стало наше»?
– Такого не случится, но у собственника теперь есть серьезный повод задуматься, а так ли он распоряжается своим имуществом. По данным Счетной палаты в России впустую сейчас простаивает 14,5% земель. Или 56 миллионов гектар. Есть такие участки и в нашем районе. Ориентировочно, их общая площадь составляет 10 тысяч гектар. В общей массе это чуть более 10%. В основном – это земельные паи бывших работников совхозов. И, повторюсь, эта законодательная мера касается только земель сельхозназначения.
– Всем прочим землевладельцам можно выдохнуть?
– Не всем. Напомню, что с 1 января 2017 года вступает в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно которому собственникам земель необходимо встать на учет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) до 1 января 2017 года. В противном случае их участки станут уже не частной, а муниципальной собственностью. А с 2018 года всем собственникам участков, если их участки не прошли процедуру межевания – таковую необходимо пройти. Чтобы не возникало ситуаций, которые Вы назвали «Было ваше – стало наше». Как раз сейчас разбираемся с проблемой у гражданина, назовем его Н., возникшей вследствие того, что его участок не был размежеван. То есть он границы участка знает примерно. Несколько лет он, как ему казалось, на законных основаниях использовал участок под свои нужды. И вот его сосед проводит процедуру межевания с точным установлением границ. А по этим границам угол участка гражданина Н. оказывается уже не его владением. Ситуация спорная, даже конфликтная. Единственный выход для Н. – провести межевание и определиться в границах участка.
Кстати, важным нововведением является то, что новый закон отменяет с 1 июля 2016 года хождение Свидетельств о государственной регистрации права собственности.
– Простите за обывательский вопрос, свидетельство – это то, которое розовенькое?
– Совершенно верно.
– То есть, всем собственникам предстоит долгий путь для получения свидетельств нового образца?
– Нет, ранее выданные свидетельства переоформлять не придется, они признаются действительными. Но главное, это не наличие подобного документа, а существующая запись в госреестре. Наличие прав собственника будет подтверждать выписка из Единого государственного реестра прав. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, это минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан риск потери собственности.
Для чего это делается? Во-первых, чтобы защитить самого собственника участка. Любое право собственности – вовсе не право, если не подтверждено документально. И даже если у вас есть свидетельство собственности на землю, но участок не зарегистрирован в ЕГРП, вы не сможете этот участок, не завещать, не подарить, не продать. А во-вторых, земля, как и всякое богатство, требует строгого учета.
Кроме того, стоит знать, что с января 2017 года пройдет слияние двух служб – кадастровой палаты и Росреестра. Постановка на учет земельного участка в государственном кадастре и регистрация прав на недвижимость будет происходить в одном учреждении. Существенно сократятся и сроки регистрации недвижимости – с двадцати до десяти дней. Сама служба станет более открытой.
– До вступления в силу поправок у нас осталось чуть более месяца… очень многое надо успеть, чтобы после спать спокойно.
– Могу напомнить, что так называемый закон о «Дачной амнистии», то есть федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» действует до 31 декабря 2020 года. И если поторопиться, можно успеть многое. Важность оформления документов на недвижимость сомнения не вызывает. Достаточно вспомнить те трудности, с которыми столкнулись жители Хакасии, пострадавшие от пожаров в прошлом году. Дома уничтожены, а для того, чтобы тебе вручили ключи от новостройки нужно подтверждение твоих прав на сгоревшее имущество. Хорошо, в этом случае государство пошло навстречу. Но аналогичные вопросы возникают, когда речь идет о компенсации за урон, нанесенный любым стихийным бедствием. Не стоит забывать и о детях. Ведь участок без документов или иная недвижимость, собственность на которую документально не подтверждена – это не наследство. Это клубок проблем, который очень легко может привести к потере жилья. Вы хотите этого? Так может, стоит поторопиться?
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: