– Какие праздники Победы?! После войны есть то ещё нечего было. Я нормально покушал только в 1950-м году, когда в армию призвали. Я в армии служил, когда в 1952 году матери расчёт за работу в военное время в колхозе выдали, а до того давали по 200-300 граммов хлеба. С чего праздновать? Да, Победа в войне – великое дело, но тогда любое упоминание о войне вызывало не ликование от победы, а слёзы от потерь. Да и жили после войны не лучше, работали не меньше, чем в войну.
Чтобы заработать хлебушка, я в войну дрова заготавливал в лесу и возил в райисполком. В 44-м возил на санях, а в зиму 45-го не было снега, так на телегу приходилось. За воз мне выдавали в окошечко 500 граммов хлеба. Как-то даже своего товарища накормил. Привёл его в исполком и говорю женщине, которая мне выдавала хлеб, что и Генка, мол, тоже воз привёз, так ему тоже 500 граммов выдали. То-то радости было! (Почему-то, рассказывая о военных и послевоенных годах, ветераны о хлебе и зерне говорят исключительно в граммах, измеряя их не в буханках, ковригах и мешках, а именно в граммах – прим. авт.).
Нет, праздновать мы праздновали. Вот, к примеру, после окончания весеннего сева или уборки урожая отсевки и отжинки с выпивкой отмечали. А день 9 мая выпадал на самый разгар посевной, так что за выпивку и прогул даже в такой, вроде, великий праздник, можно было запросто попасть под суд, который не смотрел на былые заслуги. И попадали.
Слова ветерана подтверждает и содержание майских публикаций в районной газете послевоенных лет, которое было полностью посвящено исключительно посевной кампании на протяжении многих лет.
Пётр Визул
Оставить сообщение: