Пара живет в селе Таштып и воспитывает четырех мальчиков. Глава семьи, Геннадий Петрович, проводит очень много времени с ребятами. Стараясь вырастить из парней настоящих мужчин, он обучает их труду и дисциплине. Августина Семеновна работает младшим воспитателем пансионата первой школы. Родные дочки, Татьяна и Наталья, уже выросли и обзавелись своими семьями. А старшая подарила бабушке и дедушке уже двоих внуков.
– Так как же пришло решение взять детей в семью? – спрашиваю я.
История оказалась забавной. Геннадий Петрович в то время устроился на работу в колбасный цех, что находится в Аскизском районе, график работы: неделю работаешь, неделю отдыхаешь. Дочки тоже уже выпорхнули из родительского гнезда. Августина Семеновна, привычная постоянно заботиться о ком-то, заскучала:
– А я теперь что дома одна делать буду?
– Я найду тебе работу! – ответил муж. И через некоторое время они стояли на пороге детского дома, а еще через некоторое – на пороге собственного дома, только уже с четырьмя детьми – двумя девочками и двумя мальчиками: Верой, Настей, Сашей и Вовой. Тоска прошла, зато других хлопот прибавилось.
К сожалению, правда жизни такова, что не всегда с приемными детьми получается все гладко. Зачастую бывает, что «бедная сиротка» «заканчивается» за воротами детского дома. С собой домой родители привозят сложного и требовательного ребенка. Эти дети не являются круглыми сиротами, у них есть родители, на которых они так надеются. Но, как правило, надежды эти не оправданы, даже несмотря на то, что родные родители и родственники живут недалеко от своих биологических детей.
Пока подрастали дети, вместе с ними подрастали и проблемы, типичные для подростков: вранье, воровство, и даже побеги из дома. Все-таки бывший образ жизни детей сказывается на их поведении. Хочется свободы!
На сегодняшний день практически все эти дети подросли и разлетелись из семейного гнезда. Но несмотря ни на что не перестают вспоминать о родителях, которые их воспитали.
Приехав на день рождения Августины Семеновны, одна из дочерей сказала:
– Спасибо, мама, я в жизни многому у вас научилась, я и не знала, что осенью сапожки нужно мыть и сушить...
Такая простая фраза, простое житейское дело, а как о многом говорит.
За «спасибо», а не за деньги!
В августе этого года в семье появились еще трое мальчишек: Семилетний Данил, шестилетний Самир и трехлетний малыш Дамир.
– С первыми было так трудно, почему же возникло такое решение снова?
– Вова сказал, давай возьмем одного пацана лет 5-6, мне одному скучно.
А Вова смеется и добавляет:
– Я ж просил одного, а не троих.
Все трое мальчиков из одной семьи, это родные и двоюродные братья, которые воспитывались бабушкой. В том же составе они попали в семью Куюковых.
– Они ж маленькие, бегают постоянно, шумят, а Вовке спать надо после лекарства, – поясняет отец.
Вова – инвалид, у него ДЦП, парень нуждается в регулярном уходе и лечении. Каждый день он должен принимать лекарства. Регулярно проходить врачебно-трудовую экспертную комиссию (ВТЭК). Когда он попал в эту семью, мальчик не мог полностью наступать на стопу одной ноги. Оказалось, что это не следствие паралича, а всего лишь перелом, который не был вовремя устранен, в итоге нога у парня срослась неправильно. Вова перенес две операции, лежал на вытяжке, но так до конца выправить ногу не удалось. Врачи сделали все возможное.
В семье Куюковых считают своим долгом не просто вырастить детей, но и дать образование. Вову с инвалидностью отказывались обучать. Мама, Августина Степановна, попросила: «Не привыкли мы так, у нас все дети должны быть выучены». И им пошли навстречу. Сейчас Вовчик – ученик уже 8 класса, он на домашнем обучении, несколько дней в неделю с ним занимается педагог. И чего душой кривить, учеба дается парню нелегко. К тому же, подводит зрение. Но он усердно старается.
Душа у мальчишки добрая. И зла он никогда не держит. Парень помогает по дому. Несмотря на болезнь, тянется к физическому труду: кормит собак, за скотиной ухаживает, дрова в дом носит, снег чистит не только себе, но и соседям. А сердобольные жители стараются не остаться в долгу и заплатить мальчику за его труд. Однако родители этого не одобряют, переживают, что деньги могут его испортить, и наставляют:
– Ты за «спасибо» работаешь, Вовка, не за деньги!
Житейская мудрость помогает давать детям и знания, и новые навыки. Пусть и не всегда все получается гладко.
– А куда деваться, нужно терпение, чтобы воспитать детей. Ты же булку хлеба целиком в рот не засунешь, а по кусочку, по кусочку отрезать будешь. Или вода в ведро капает по капле, пить хочется, но ты же не сможешь попить, пока не наполнится. Терпение, терпение, терпение, – говорит Геннадий Петрович.
«Стараемся воспитывать на примерах»
На своих мальчишек они смотрят с любовью.
– Характер у всех деток разный. Вот, например, Данилу достаточно сказать один раз, чтобы он понял. Самиру нужно объяснять несколько. А маленький Дамирка уже сейчас проявляет характер, манипулируя взрослыми, – поясняет Августина Степановна.
– Стараемся его отучить от истерик, которые он все еще по привычке закатывает. Это сейчас он маленький, а потом выше и выше станет, так и на шею залезет, как я его потом скину, – смеется глава семейства, и добавляет с теплотой в голосе: – Как не любить их? Любим, конечно! Ребенка нужно нежить, когда он спит; нельзя показывать сильно, чтобы не забаловать. Отцу нужно держать авторитет, ведь мужики подрастают.
У младшего Дамира, когда он приехал в новый дом, адаптация проходила тяжело. Мальчик постоянно плакал. Возможно детские слезы – способ выпустить застоявшееся и скопившееся горе из недр души маленького человечка. А может – способ привлечения внимания, к которому он так привык, находясь в детском доме. А лекарство здесь одно: любовь и забота.
Мальчишки нуждаются в материнской ласке, и по очереди садятся на колени к своей новой маме, чтобы почувствовать тепло ладоней.
– Какой в семье принцип воспитания: поощрения и наказания?
– Стараемся воспитывать на примере. Как на своем, так и на чужом. Так дети быстрее понимают. Наказание одно – только ставить в угол. Еще отец мой говорил: «Я тебя в угол ставлю для того, чтобы ты думал». Вот и я у них всегда спрашиваю, осознают ли они, за что их наказали, и что это неправильный поступок. А поощрение есть всегда. И словом ласковым, и вкусностями разными.
– Чего вы никогда не приемлете в семье?
– Воровство. Чужое брать нельзя!
Желание должно быть в душе
Летом всей семьей Куюковы ездят по озерам Хакасии. Это своеобразная семейная традиция. А еще в тайгу. Особенно лес полюбился Вове, туда он ездит к своему дяде, фермеру. Отдыхает, рыбачит и даже научился ездить на коне. Единственная проблема для большой семьи – машина стала маловата, не все теперь умещаются. И Вова, как старший брат, уступает маленьким при поездке в город и остается дома.
– Что посоветуете тем, кто хочет взять на воспитание детей, но сомневаются?
– Да как здесь можно выступать в роли советчика, это в душе должно быть.
Когда мы закончили интервью, мальчишки еле дождались снимка общего фото и скорее побежали на улицу, обкатывать новенькие велосипеды под весенним солнышком, которые привезла мама. У ребят никогда не было велосипедов, а здесь появилось сразу три, как и полагается, у каждого свой. Когда я отъезжала от дома, увидела в детских глазах неподдельное счастье и поняла, что эти глаза и есть ответ на мой вопрос. Детей берут, чтобы подарить им нерастраченную любовь и тепло, чтобы хоть на несколько счастливых пар глаз стало в этом мире больше.
Алёна Генке
Оставить сообщение: