Битва знаний «на Курской дуге»

06:19 12.05.2017
Битва знаний «на Курской дуге»

«Ничегосебевопросик…» – вот так без пауз, мысли и в моей голове. Потом приходит просветление, мозги освобождаются от паники и начинают мыслить. Бесствольное… реактивное… артиллерийское… реактивное… реактивное… Так это же, едва не выкрикиваю ответ…И выдыхаю с облегчением, потому что мальчишки-большесейцы выдают:

– Катюша!!!!

Это квест по Курской битве! Накал эмоций, азарта, нешуточной борьбы и… благодарной памяти.

Традиционно проводил его Центр детского творчества. Вот уж кому надо в ноги поклониться за саму идею облечь в форму игры столь важные для каждого знания. Команды готовились загодя, повторяя и ход сражения, и святые названия и имена Покрышкин, Кожедуб, Рокоссовский, Жуков, Прохоровка, Харьков, Курск. Готовились с молодым и жадным до жизни азартом. Открывая для себя новое и вечное.

А команд нынче было столько, что на торжественном открытии они едва вместились в холл ЦДТ. Среди участников Матурская, Большесейская, Арбатская  школы, ТСШ №2, ПУ-16, две команды из ТОШ-И №1 – «Звезда» и «Бабский батальон».

В каждой команде четыре участника. Ученики старших классов. С первого взгляда покоряет команда арбатцев – форма, собранность, четкость. И, конечно же, не может не порадовать и то, что вот уже третий раз участвует в квестах команда училища. И причем неплохо участвует.

Новички тут матурцы.  Что тут сказать – молодцы, что решились! Пока они держались чуть скованно, но лиха беда начало – всё у них впереди.

Перед началом квеста краткое, но эмоциональное напутствие. Всего лишь несколько фактов о войне. Но каких фактов! Назову один. Если бы за каждого погибшего в той войне объявить минуту молчания мир молчал бы два года. Вот так. Два года тишины…

Ребятам предстояло не только показать свои знания истории, но и преодолеть примерно 10 километров пути. Суть-то игры проста, как все гениальное. Старт от ЦДТ, а дальше – «станции»: краеведческий  музей, таштыпская больница, молодежный центр досуга села Таштып, ТОШ-И №1, школа №2, ПУ-16.  На каждой задают два вопроса. Каждый правильный ответ дает от 3 до 5 баллов, то есть на каждой остановке можно заработать 10. Учитывается  в баллах и скорость прохождения маршрута. А потому бегут девчонки и мальчишки со всех ног…

Вот и поставьте себя на место участника, пролетев пару километров, надо с ходу сообразить и дать ответ. Давали не всегда. Но не было ни одного вопроса, на который бы никто, совсем никто не ответил. Иногда эрудиция ребят поражала. Станция в школе №1. Вопрос кажется простым, какие виды техники участвовали в курской битве. С ходу хочется ответить: танки, самолеты, артиллерия.

Но все не так просто. Команда ПУ-16 отвечала на этот вопрос примерно так:

– Русские танки модификации Т-34-76 с 76 мм пушкой, КВ-1, немецкие танки PzKpfw V «Пантера», Pz Kpfw VI «Тигр», самоходное артиллерийское орудие СУ-24 «Зверобой», немецкое самоходное орудие «Фердинанд»…

И так далее по самолетам, танкам, пушкам…. Вот что значит – технари, и в технике толк знают. Кажется любой другой мозг от обилия этих всяких «КВ-СУ-мм-ПЗ» просто бы лопнул. Остановила одного из участников команды, он пояснил мне, слегка ошарашенной подробностями:

– Нам руководитель так и сказал, запоминайте модели танков, как вы запоминаете модели тракторов, – и рванул дальше  до следующей станции.

Отчего-то трудность у многих вызвал вопрос  «Освобождением какого города завершилась Курская операция?» (впрочем, если бы только у них!).  Называли: Бердск, Курск, Брянск… Правильный ответ – Харьков! И тут же невольная параллель с современными украинскими событиями. Господи сколько же людей полегло в боях за этот украинский город, в котором теперь устраивают марши нацистов…

Знаете ли вы протяженность Курского выступа? И почему Курская дуга именно дуга? А вот команда ТОШ-И №1 «Звезда» ответила на эти вопросы без запинки. Не стану приводить ответы – поищите сами. Знать это надо, тем более наши дети это знают.

Кстати, о «Звезде», она как-то сразу пошла ровно вверх, ну просто не звезда, а комета. И мчались быстро, и ответы дали все правильно. 60 очков из 60 возможных за знания плюс очки за прохождение дистанции итого – 80.

И едва услышала про эти 60 из 60, еще до подведения основных результатов, поняла – вот они, победители. Потому, что как ни крути – главное тут знания. Сила ног уже вторична.

Спрашиваю у Ивана Тартынского, капитана команды:

– Вопросы сложные?

– Нет!

– Как готовились?

– Месяц после уроков зубрили все про Курскую битву. Ждали, что будет сложнее.

Занималась с ребятами Галина Михайловна Пронькина, учитель истории с большим стажем, давным-давно доказавшая и профессионализм, и любовь к своему предмету. Итог месячной подготовки налицо – первое место в квесте!  

Полюбившаяся команда дружных арбатцев – вторая. У них 75 очков. Перед самой игрой в коротком разговоре, они каждый вспомнили своих прадедов – участников той войны, по имени отчеству, с названием сражений, где участвовали. Ребята не просто знают, а помнят и гордятся! Может в этом секрет их успеха? За подготовку команды огромное спасибо Ольге Андреевне Раззореновой, учителю истории и обществознания. Ведь прежде чем преодолеть задания, ребята проделали путь не в один десяток километров, не растеряв ни капли собранности и какого-то исключительного единства! Они и на трассе квеста держались вместе, буквально плечом к плечу. И отвечали так же сообща. Есть в этих ребятишках, помимо тяги к знаниям, еще одна черта, переданная педагогами – умение работать коллективно.

И еще одни любимчики, ребята из училища №16 стали третьими с результатом – 67 баллов. Просто пожать бы руку каждому мальчишке и заместителю директора по учебно-производственной работе Александру Григорьевичу Тиникову – это он подготовил участников команды. И вот что интересно, история для училища – предмет вовсе не главный и не профильный, задача училища, прежде всего, дать специальность. И наверное, непросто увлечь мальчишек-технарей предметом сугубо гуманитарным. Но Александру Григорьевичу это, безусловно, удалось. Мальчишки демонстрировали внушительного вида кипу бумаг, где Курская битва была расписана буквально по дням. Вот это все теперь составляет запас, пусть не профильных, но столь необходимых знаний учеников. Они это знают! Иначе как бы они обошли команды школ, для которых история – один из основных предметов?

И все же, так и хочется внести каплю дегтя в бочку заслуженного меда. Мучительный вопрос, а почему нынче в число лидеров не попала команда ТСШ №2?  Да простит меня родная школа… Но ведь вот такие квесты – это помимо патриотического воспитания еще и показатель подготовки учеников по предмету. Наверное, потому, что за родных болеешь сильнее, именно четвертый результат ТСШ №2 расстроил. И так хочется, чтобы в следующем году вторая школа стала первой!

Поводов же взять реванш у школ, не вошедших в число призеров, будет еще немало. Как заверила педагог-организатор ЦДТ Наталья Михайловна Дьяченко, а именно она и отвечала за проведение исторического квеста, подобные мероприятия планируют проводить дважды в год.  И как же здорово, что Центр детского творчества еще и стал центром детского патриотического воспитания. Исподволь, в игровой форме, давая ребятам возможность изучить историю самой страшной из войн, педагоги ЦДТ вкладывают в юные головы и еще одну истину, уже озвученную поэтом: «Если мы войну забудем, вновь придет война».

Наши дети войну помнят и совсем не важно, сколько минуло лет!

Наталья Ковалева

575201

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы