Армия в жизни наших мужчин

11:38 17.02.2022
Армия в жизни наших мужчин

Иннокентий Куюков, 59 лет, рядовой:

– Служил с 1982 по 1984 год. В нашей семье служили пятеро братьев. Мысли «откосить» от армии, не могло возникнуть. Не знаю даже, а знали ли мы, что такое «откосить». Тогда еще было живо понятие «мужчина должен служить».

Права я получил еще до армии, в школе нас основательно готовили к службе. И на уроках НВП, и на уроках физкультуры. Но в армии пришлось поучиться еще – в «учебке» – три месяца на военного водителя. Спрашивали и учили строго. Из 150 человек экзамен выдержали только 74.

А дальше была Монголия. Улан-Батор, автобат железнодорожных войск. Наша часть была задействована в строительстве стратегического объекта. И подписку о неразглашении давали все. Обещал молчать десять лет, выдержал пятнадцать. Но до сих пор редко рассказываю об армии. Хотя есть, что вспомнить.

Монголия была страной очень бедной, со своими законами и порядками. И хоть ее считали тогда шестнадцатой республикой Советского Союза, что служу за границей, чувствовал постоянно. Нас даже обмундировывали лучше, чем внутренний контингент войск. Сапоги у нас были не кирзовые, а юфтевые – из хорошей кожи. Китель, гимнастерка из отличного сукна. И дисциплина строже.

Тогда война шла в Афганистане, и среди нас набирали водителей в Афган. Не скрывали от нас ничего, говорили прямо, что война, что опасность, смерть. И не заставляли, спросили, есть ли добровольцы. Добровольцев нашлось 300 человек. Почти все. Отобрали двоих.

Знаете, мама писала мне письма обычно на хакасском языке. А однажды написала на русском. И командир вызвал и попросил разрешения зачитать ее письмо перед строем. Я на мгновение испугался, подумал, что же такое там мама написала.

А она обратилась ко мне и ко всем моим товарищам так: «Каждого ждет дома мать, отец, родные, но вы отслужите с честью, и если будет трудно, не падайте духом, вы представляете в чужой стране Советский Союз, помните об этом».

Потом, когда уходил служить мой сын, я вспомнил это письмо. Мама провожала в армию пятерых сыновей. Провожать не менее трудно, чем служить. Сыну, он служил в военной разведке в Хабаровске, я сказал то же, что говорил мне мой отец-фронтовик: «Береги Родину, не просто долг ей отдавай, а люби так, как любишь мать».

Андрей Бугаев, 50 лет, сержант:

– Я служил в 1987-1989 годах. Об армии у меня сохранились самые лучшие воспоминания.

«Учебку» проходил в г. Котовске Украинской ССР. Окончил военную школу младших специалистов. Школа была очень хорошая. Мы наизусть знали устав и технику, всю, которая была в Советском Союзе. Каждая рота изучала свой автомобиль, наша – ГАЗ-66. Изучали все основательно, до каждого винтика, каждой гайки.

После «учебки» я проходил службу в городе Каунас Литовской ССР, в ракетных войсках стратегического назначения. «Ядерный щит» государства – так называли тогда нашу часть. На всю жизнь запомнил, когда впервые увидел ракеты. Невероятное зрелище. Такая мощь! Во время службы ездил в командировки в Молдавию, Украину, Литву, Латвию, Беларусь. Очень интересно было посмотреть, как живут в других республиках.

В нашей части только я был из Хакасии. Никто из моих сослуживцев даже и не слышал о ней, путали с Абхазией. Когда начинал спрашивать: «Помните, где Ленин в ссылке в Шушенском был?» Тогда только получалось объяснить, что такое Сибирь и Хакасия.

Самым тяжелым для меня в армии стал тот день, когда мы пошли на экскурсию в концлагерь, который действовал во время Великой Отечественной войны. Камера пыток, места, где держали людей… Жуткое зрелище…

Это было самым тяжелым за мою службу, никакой дедовщины у нас не было.

Я считаю, служба в армии нужна каждому мужчине. У меня три сына и все они служили, средний после армии решил стать военным, поступил в Санкт-Петербургское военное училище. В армии действительно взрослеешь. На многие вещи начинаешь смотреть иначе.

Иван Шулбаев, 36 лет, младший сержант запаса:

– Армия научила меня разбираться в людях. Там их настоящее многообразие, из разных регионов РФ, различных национальностей. Ну, и плюс появляется время побыть наедине с собой, в другой обстановке, отличной от обычной жизни. За это время происходит переоценка некоторых личностных ценностей, начинаешь на некоторые вещи смотреть более осмысленно.

Ещё, что мне нравилось, так это воспитание в молодых парнях таких качеств, как терпение, ответственность, взаимовыручка! В какой-то степени все это во мне, конечно, уже было заложено, поскольку я воспитывался отцом по закону тайги, а там это неотъемлемые принципы. В армии же эти качества развились и укрепились.

Вот только один пример. Бежали мы как-то кросс на 7 км, и один парнишка в нашей роте оказался неподготовленным к такому марш-броску. Сначала бок прихватило, потом задыхаться начал, в общем, плохо стало ему. В итоге мы забрали у него сначала вещь-мешок, потом автомат, только чтобы ему легче было бежать. А потом и вообще его самого практически несли на руках, потому что он совсем выбился из сил. Естественно, мы отстали. И была другая команда ребят, они сработали на результат, прибежали первыми, к тому же там и бегуны были хорошие. Но вместо награды они получили строгий выговор, как раз за то, что бросили товарища в беде.

Евгений Бочаров, 38 лет, младший сержант, командир отделения:

– Моя служба проходила с 2004 по 2006 год в Чите в автомобильных войсках. Я попал в армию после техникума, мне исполнился уже 21 год. Может, поэтому служба для меня была более осмысленной и оставила хорошие впечатления. И хотя условия, особенно в первое время, были очень тяжелые – постоянные тренировки, физические нагрузки, практически без отдыха – я чувствовал себя, как в своей тарелке. И если бы в то время у военнослужащих была достойная зарплата, я согласился бы, не раздумывая продолжить службу по контракту.

Дисциплине, порядку – вот чему научила нас армия. Непреложным правилом было – один за всех и все за одного, за проступок одного отвечали все. И это сплачивало нас, мы учились помогать друг другу. Интересно, что опыт знакомых, друзей, отслуживших раньше, мне совсем не пригодился, у нас все по-другому было, мы были как одна большая семья. И, конечно, армия – это дружба, с некоторыми армейскими товарищами я до сих пор поддерживаю связь.

Владимир Верницкий, 25 лет, гвардии младший сержант:

– В армию меня призвали осенью 2014 года, сразу после школы. «Учебка» проходила в Еланской части, в Свердловской области.

Пока проходил призывную комиссию, ехал в поезде никакой тревоги, беспокойства не было. Я как-то сразу был настроен на военную службу, знал, что «косить» от армии не буду, поэтому и не волновался. Единственное, что смущало – земляков не было.

Что у меня началась другая жизнь, я понял, как только пересек ворота части. Еланская часть огромная и имеет репутацию уставной. Дисциплина там и правда жёсткая, но по уставу. У нас в части служили 5 тысяч дагестанцев, 3 тысячи тувинцев, все разные, со своим характером, менталитетом – без дисциплины никак!

В нашей части готовили младших специалистов для мотострелковых подразделений. Очень хорошие знания дали.

В Еланской части я был полгода, потом перевели в Юргу Кемеровской области. Здесь уже стало полегче. В том числе и из-за климата. В Елане влажность высокая. Любая царапина по несколько месяцев заживала.

– Не пожалел, что в армию пошел?

– Нет! Где бы я еще научился стрелять из автомата, ездить на танке, БМП (боевая бронированная машина), разбираться, чинить технику… шить!

– Шить?

– Да. Когда я служил, у нас была форма старого образца, и надо было ежедневно пришивать белую, чистую, поглаженную подшивку. Где бы я еще этому научился? (улыбается).

А еще у нас была мощная тактическая подготовка. Я не знаю, пригодятся мне эти знания или нет, но от того, что я это знаю и умею, мне спокойно. Есть внутренняя уверенность. И это здорово!

За время службы я понял – армия, особенно когда хорошие командиры, многое дает. Ты взрослеешь, получаешь новые знания, у тебя хорошая физподготовка.

И армия не для слабаков!

Никита Ковалев, 22 года, рядовой, матрос:

– Я начинал служить в Каменке Красноярского края, в артиллерии, а закончил в морской авиации в Ульяновской области. Призвали в 2019 году, вернулся в 2020-м. В моем «военнике» стоит два звания – рядовой и матрос. Так, наверное, может только в нашей армии быть. Уходил солдатом, пришел матросом.

Главный урок? Умение решать задачи. Объясняю: дома нам задачи ставили как? В кладовке возьми банку краски, в гараже – кисточки, покрась забор.

А в армии прапорщик дает задачу – оборудуй пожарный щит до вечера. Всё. И смотришь, ага, песок можно взять за частью, багор есть, ведро в гараже можно спереть, что-то выпросить, что-то имитировать. Лишь бы щит выглядел как натуральный. И никого не волнует, как ты это сделаешь. Есть задача, думай, как решить.

Поговорка у нас была – инициатива инициатора… То есть, инициатива наказуема. Потому на рожон особо не рвешься. Особенно, если задача не совсем ясная. Как-то перед строем командир части спрашивает:

– Кто знает, что такое ландыш?

Строй стоит, хотя, что ландыш – это цветок, все знают, все видели. Но кто его поймет, что там за ландыши командир имеет в виду.

– Что никто ландышей не видел?

Я шагнул.

– Знаешь?

– Так точно. Маленькие такие белые цветы, у нас дома растут.

– Принеси мне ландыши и свободен до отбоя.

Принес и действительно потом весь день валял дурака, что бывает крайне редко. Дела в армии всегда есть.

Но кроме шуток.

Главный урок… Друзей начинаешь ценить. Знаешь, если что, тебя друг прикроет, поможет, и ты также.

А еще нас в Ульяновске звали хакасами. Если бы здесь окликнули: «хакас», – я бы даже не обернулся. А там гордился: я – хакас, потому что из Хакасии. Да, очень многое начинаешь понимать. Ехал домой, сарчин увидел. И так захотелось подойти, прижал руку, постоял, чувствую, вот она – родина, и надо что-то оставить. Снял шеврон и положил рядом. Что это было? Что-то было.

За год до армии я и не замечал, что сарчин где-то стоит, и не думал, что вот я из Хакасии. В общем, когда говорят, что армия учит тебя родину любить – это тоже правда.

Зоя Лукашевская, Ольга Конюк, Наталья Ковалева

616550

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы