Замуж Арина вышла рано, в 18 лет за «любовь всей ее жизни», несмотря на ярые протесты родных и друзей, так как ее любовью был парень, любящий выпить, погулять, поиграть в карты. Потом родилась Вероничка, красивая голубоглазая девчушка.
Аринка, став матерью, поняла, что они с дочкой у главы семьи на последнем месте. Молодой семье жилось трудно, в основном за счет помощи родителей, бабушек и дедушек. Помощь была небольшая: Аринкин отец давно умер, через два года после свадьбы не стало отца мужа. Когда Вероничка подросла, Аринка вышла на работу. Где она только не работала: санитаркой в больнице, продавцом в магазине, уборщицей в школе, подрабатывала во время предвыборных кампаний.
Что меня всегда удивляло, так это то, как всегда выглядела Арина: высокая, неизменно опрятная, подтянутая, с солнечной улыбкой:
– А чего горевать? Вон у меня дочь какая растет! А подруги! Муж… Жаль, конечно, что все так сложилось… Я все еще помню того веселого, доброго парня, но духом он слаб, вот водка его и губит.
Когда Вероничка пошла в детский сад, Арина поступила в университет:
– Я всегда знала, что без образования на хорошую работу не устроиться, но… вышла замуж, любовь тогда мне дороже была.
А что же любовь? А ничего. Пил, гулял, неделями пропадал, периодически из дома пропадали вещи. Никто не мог на него повлиять, ни мать, ни жена, ни дочка…
Во время сессий Вероничка была в основном под присмотром Арининых подруг.
Почему не бабушек? Я так и не смогла понять их отношения, и решила, как и Арина, просто принять их. Отношения между матерью и дочерью всегда были прохладными, а после Аринкиного замужества и вовсе разладились. Свекровь… Первые годы брака она помогала молодой семье чем могла, но смерть мужа, сын-алкоголик видимо забрали все ее душевные силы.
Зато Арине действительно очень повезло с подругами. Их даже зовут созвучно: Арина, Марина и Ирина. Девчонки дружили с детства. Меня всегда восхищало, как они помогали друг другу. Картошку выкопать? С ремонтом помочь? Ребенка на время сессии забрать? Не проблема!
Так и жила Аринка, ценя и любя то, что у нее есть и, мечтая о лучшем. В какой-то момент она поняла, что если просто мечтать и ничего не делать, то ничего не изменится. И она ушла от мужа. Но не к матери. Жить стала в небольшом домике с бабушкой:
– Это мы ее так называем. Она двоюродная сестра второй жены деда, как-то так. Неважно! Мы же родственники. Мы всегда ей помогали, у нее внук единственный и тот в Норильске живет. Вот она и предложила у нее жить.
Я слушала Аринку, а взгляд невольно падал на ее округлившийся животик.
– Да… так получилось… – заметив мой взгляд, сказала Аринка и, улыбнувшись счастливой улыбкой, добавила. – Это так здорово! И Вероничка не одна будет!
В положенный срок родился Тема. Улыбчивый мальчишка, очень похожий на мать. На декретные Арина вставила в домике новые окна, купила корову, куриц, двух поросят:
– А что делать? Как еще детей в селе растить? Я, конечно, мало что понимаю в этом, но научусь!
И действительно научилась. Прислушивалась к советам бабушки, соседей, сама изучала все тонкости ухода за животными.
– У нас же папа категорически был против, в детстве ему хватило бесконечных дел с хозяйством. Он считал, что ему проще заработать и купить мясо, молоко, да и делал так.
Дети подрастали, Вероничка стала надежной нянькой и помощницей в домашних делах, а Тема, чуть научившись ходить, стал показывать свои качества мужика-домовика. Его с невероятной силой тянуло что-то прибивать, резать, крутить. С подаренным мною детским набором инструментов первое время не расставался, пытаясь прибивать гвозди, пилить дрова, но, поняв, что это все ненастоящее, вернул мне набор со словами:
– А получается…
В переводе на взрослый язык – не получается.
Всегда крутился рядом, когда приходили мужики, нанятые Ариной для ремонта пола в бане, замены старой проводки, установки нового забора.
– Папку бы ему хорошего, рукастого, многому бы мальчишка научился, руки-то золотые у него. Сразу видно, – говорили мужики глядя на Тему.
Но папки не было. Зато Аринка вышла на работу. Домик, усадьба вокруг него приобретали все более ухоженный вид. Старые постройки сменялись новыми, появились плодово-ягодные деревца, везде были цветы: летом живые, зимой – искусственные, сделанные из пробок, пластиковых бутылок, старых шин. Придумать что-то новое, красивое из старого – это оказался невероятный дар Аришки.
– Сама удивляюсь! – смеялась глядя на произведение своего труда Арина. – Это подруги меня надоумили, пока я в декрете сидела!
Подруги продолжали так же дружить. И так же вместе проводили в другой мир бабушку. В год, когда ей исполнялось 95 лет, а Темке – 5, она сказала Арине:
– Все. Теперь я все сделала. Чему могла – тебя научила, ты девка с головой на плечах, дети – хорошие, теперь я могу спокойно уйти. Плакать не вздумай! Я хорошую, долгую жизнь прожила, пора с мужем опять вместе быть, заждался он меня. Я ему так и сказала: доведу детей до ума – и к тебе сразу.
Бабушка как сказала, так и сделала. Отпраздновала юбилей Темы, свой, собрав всех, кого только можно было, и через пару недель, во сне, уснула вечным сном с улыбкой на лице.
Бабушка, несмотря на свой возраст, все документы на дом сделала, оформив всё на Арину, собрала похоронные, которых хватило на всё, еще и осталось. Да и провожали ее как-то по особенному. Конечно, было грустно, но в то же время светло. И не от яркого солнышка и теплого дня, а на душе. Было ощущение, что очень светлый человек ушел в еще более светлый, лучший мир.
Аринка же была уверена, что бабушка рядом, подсказывает ей, что и как делать. Ни с того ни с сего Арине пришла в голову мысль печку переложить на оставшиеся бабушкины деньги. Как оказалось в процессе работ – мысль верная.
– Не пережили бы вы эту зиму, видишь, как на крыше все обветшало, – показывали мужики.
– Да, бабушка знала, вот и подсказала, – отвечала Арина.
Как-то враз заневестились и вышли замуж подруги Арины, уехав из поселка. Аринка радовалась за них, но грустила…
А потом в школу, где работала Аринка, назначили нового директора, которая начала изводить ее придирками и замечаниями. Зимой Арина сильно повредила ногу, лечение и восстановление шло сложно, да еще бесконечная война с начальством. Всегда улыбающаяся Аринка совсем отчаялась:
– Да что ж такое… Девчонки уехали, нога болит постоянно, Вера Ивановна простить мне не может, что мой папа женился на моей маме, а она оказывается его всю жизнь любила… Я бы уже давно уволилась, но куда? Сама же знаешь, как у нас с работой.
Работы не было. И я прекрасно понимала Арину, ситуация патовая. Но буквально через полгода мы поняли, к чему все это произошло. Куда вели Аринкины нити судьбы.
В свой очередной визит уже в краевую больницу, а не районную, Арина познакомилась с директором городской школы, та пригласила ее на работу.
– Я приехала домой в растерянности: как переезжать? на что? Даже жилье снять не на что. Да и середина года, Вероника и Тема учатся, подруги далеко, оставить детей не с кем.
Обо всем этом я рассказала маме и свекрови, пусть, думаю, знают, что я о переезде думаю. Без особой надежды рассказала, сама знаешь, какие у нас необычные отношения. А они пришли через два дня обе, мама и свекровь, и говорят мне: «Езжай, внуки с нами будут эти полгода, доучатся год – заберешь. Сама пока устроишься, обживешься». И это еще не все! Они мне денег дали! Много! Я уже квартиру сняла, за три месяца заплатила! Заявление написала.
Аринка уехала. Приезжала к детям каждые выходные, летом забрала их, а осенью… пригласила на свадьбу. С Сашей она познакомилась в больнице, это он сделал все возможное, чтобы вылечить Аринкину ногу.
– Как здорово, что нам назначили директором именно Веру Ивановну, как хорошо, что я упала тогда зимой! Мне видимо надо было пройти через это, чтобы встретить Сашу! Чтобы заслужить его! – смеясь, щебетала Аринка.
А я глядя на неё думала: возможно это так, а может вселенная глядя, как Аринка вопреки всем ударам судьбы считает себя счастливым человеком, решила одарить ее настоящим счастьем!
Зоя Лукашевская
Оставить сообщение: