– Александр Сергеевич, как окончили год в финансовом плане?
– Чем больше вникаешь, тем больше понимаешь. Считаю, что то финансовое распределение, которое сегодня у нас существует по отношению поселений, неправильное. В корне неправильное. Я это и бывшему главе района говорил, и Алексею Александровичу Дьяченко. По этой методике расчета выигрывают малочисленные сельсоветы, у которых маленькие собственные доходы. Дотация идет по коэффициентам. В прошлом году дотация сельсовету была чуть более 4 млн рублей, собственных доходов – чуть больше 1 млн рублей. У нас более 4 млн рублей в 2018 году уходило на зарплату администрации и клубным работникам. Оставался 1 млн рублей на собственные нужды, но для такого сельсовета, как наш, это мизер.
Был дорожный фонд около 600 тысяч рублей. Собрались депутаты сельсовета и решили отменить эти доходы дорожного фонда, но сразу прокуратура пришла с проверкой. Минфин Хакасии, управление финансов района говорят: это ваши доходы, разблокируйте счета. Разблокировали. В итоге – суды, нецелевое использование. Хорошо, что все благополучно обошлось, нас не оштрафовали. Проблема? Проблема.
Хотели за счет дорожного фонда улицы, дороги отсыпать. Но прокуратура снова с претензиями: нет карьера, как отсыпаете, где берете гравий, с кем заключили договоры на отсыпку. Еще одна проблема.
– Есть проблемы в оформлении карьера для сельсовета?
– У нас этот вопрос в стадии оформления. Карьеры находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Сейчас идет процесс перевода этих земель. К весне будет решен вопрос о закреплении карьера.
– Как решаете вопросы благоустройства?
– Этим мы занимаемся постоянно. Необходимо, чтобы села, деревни были чистыми, ухоженными.
– Александр Сергеевич, мы с вами стоим у искусственной переправы через р. Абакан в деревню Харачул. В летнее время добраться до этой деревни проблема. А там люди со своими трудностями, просьбами. Как решается вопрос?
– В деревне нет магазина. Жители оторваны от жизни и общения с Арбатами. Мы постоянно ведем переговоры с руководством железной дороги. Отдайте здание под магазин – мы его сделаем. Вопрос не решается. Вот эта дорога появляется каждую зиму, как говорят, «дорога жизни для жителей Харачул». По ней они сейчас завозят корма, муку, пиломатериал. Строят дорогу Чиланы – Харачул, но все равно они будут ездить в Арбаты, я имею в виду зимой. До Таштыпа 1 час ехать, а до Арбатов 15 минут. Арифметика простая. Дорогу эту делали сами жители, собрались, спилили торосы и вот дорога получилась.
– Как живет деревня Большие Арбаты? Работы нет, чем жители занимаются?
– Население держит очень много скота, за счет этого и живет. Вы видели, сколько в деревне заброшенных усадеб? Когда был совхоз, большая часть жителей работала в нем, часть – в леспромхозе, ОРСе, лесхозе. Люди были заняты. После 90-х годов наши деревни стали вымирать, молодежь уезжает. Средний возраст жителей 40-50 лет, живут за счет личного подсобного хозяйства. Хорошей поддержкой стала республиканская программа по развитию малых и отдаленных сел. За счет нее в Больших Арбатах построили клуб. Дорогу отсыпали на центральной улице. Платят за дойную корову, это большая поддержка. Я бы не сказал, что население бедно живет. Не пей, а занимайся хозяйством и можно выжить. В деревне нормальные рабочие люди. Еще проблема – магазина нет, а водку продают нелегально. Раньше спиртом торговали, сейчас водкой.
– Вы знаете все нелегальные торговые точки. Какой нужен рычаг, чтобы прекратить незаконную торговлю и травлю людей?
– Нужен жесткий закон за незаконную торговлю. Поймали – штраф 100 тысяч рублей, а не 100 рублей. Только большим штрафом можно отбить желание торговать.
– Ваше отношение к «мусорной» реформе?
– Для села эта реформа неприемлема. В городе – да, в деревне – нет. Городской житель собрал мусор в пакет, выбросил в мусорку – все. В деревне все не так. Есть мусор, который сгорит, а который надо собрать и вывезти. Кто в деревне будет собирать стеклотару, полиэтилен, целлофан? Этим законом заставят людей платить, а за что?
– Какой выход из этой ситуации видите Вы?
– Если делать, то надо делать как в городе. Ставить мусорные баки на каждую улицу, 2-3 семьи пользуются, собрали, вывезли. Раздельный мусор? Пожалуйста, ставьте баки для стекла, полиэтилена, жестяных банок. Вот тогда за это можно и платить. Мы провели сход жителей, обсудили эту реформу, народ сказал – нет. Оборудуйте свалку, которая уже есть.
– Как взаимодействуете с депутатским корпусом?
– Это люди, которые переживают за свое село, знают его трудности. Вместе разбираемся, решаем. Три года работы вскрыли многие сложности. Бьемся с владельцами лошадей, наводим здесь порядок. Выписали много штрафов. Проблема в том, что кони без тавра и доказать, кому они принадлежат очень сложно. Надо изменить закон. Загнали лошадь в штрафной загон и держать ее там надо не 6 месяцев, а неделю. Сообщили всем, где находится скотина: приходите, уплатите большой штраф и забирайте. Никто не обратился? Со штрафного загона реализовали – и все. Вот тогда мы наведем порядок.
– Ваше видение развития личного подсобного хозяйства?
– Разговаривал с депутатами, высказывал свою точку зрения по этому вопросу. Мы живем в такой местности, где можно пахать и сеять. Необходимо развивать сельское хозяйство, для этого есть разные формы. Государство нашло умное решение: раздать землю, теперь необходимо сделать так, чтобы она работала. Земельные паи разобрали, а до ума не довели. На сегодняшний день поля не паханные, не сеянные, в основном одни покосы. Почему бы не сделать государственную программу 50 на 50. И чтобы контроль, а не так, как было у нас в совхозе: пришел частник, купил совхоз, а в результате – нет ничего.
Есть желание по строительству кирпичного заводика. Глина есть, раньше делали кирпич хорошего качества. Может, когда-нибудь и найдется инвестор, построит кирпичный заводик.
– Арбатская казачья станица отпраздновала свое 250-летие. Ваше видение в развитии движения казачества?
– Для патриотического воспитания молодежи это необходимо. И все же нас не сравнить с донскими казаками. Нас слишком мало. И о развитии казачества на нашей территории говорить трудно, потому что сами жители, которые считают себя казаками, не созрели для казачества. При подготовке празднования 250-летия Арбатов мы обошли всех казаков. Кто-то с желанием помогал, кто-то нет.
– В Арбатах построена прекрасная церковь. Ваше отношение к вероисповеданию?
– Мы – православные люди, и православное течение, естественно, преобладает. Я не против других вероисповеданий, но не надо бросаться в крайности.
– Проблема в Арбатах – это строительство новой школы.
– Старая не соответствует никаким требования: тесно, нет спортзала. Поэтому новая школа в селе необходима. Подвижки есть. Мы определились по выделению земельного участка под ее строительство, готовим проектно-сметную документацию.
– Ваше видение развития Арбатского сельсовета?
– Во-первых, надо поменять отношение к сельскому хозяйству. Государство должно обратить особое внимание на его развитие и поддержку. Хозяин земли должен быть хорошим хозяином.
Второе – Гослесфонд. У нас большая территория находится под лесом. Но в бюджет от лесной деятельности мы мало что получаем. Мимо идут лесовозы, «давят» мосты, дорогу, а мы от использования леса ничего не имеем. На торгах продали лес, а нам снова ничего. Развитие сельского хозяйства, лесной промышленности, а около них и торговля будет развиваться.
Виктор Пермяков
Оставить сообщение: