Евдокия Васильевна Алевская – труженица тыла, дитя войны и теперь уже солдатская вдова.
Родилась Евдокия Васильевна в Алтайском крае в селе Петропавловское. В те времена там был сильный голод, засуха, вымирали семьями. Это была пора коллективизации, когда сдавали весь скот. Чтобы прокормить семью, отец Василий Петрович утаил одну корову, за что его и посадили. Мама, Вера Васильевна, корову отдала, но мужа уже не спасла. Он простыл и умер. Маленькой Дусе было всего шесть месяцев отроду.
Тогда Вера Васильевна, чтобы сохранить всех своих пятерых детей, в 1934 году переехала в Таштып. В Хакасии были плодородные поля и голода здесь не знали.
Матери приходилось поднимать детей одной. Она работала свинаркой на ферме и зачастую даже ночами следила за опоросом. Поэтому дети почти не видели мать.
– За Нижним Курлугашем была водяная мельница, а дальше луга, куда на лето перегоняли свиней на подножий корм. Каждое утро мама бежала туда босиком, а вечером возвращалась, – рассказывает Евдокия Васильевна.
В своих дневниках она пишет: «Мне хотелось рассказать о своем детстве, но у нас не было ни детства, ни юности. Я не помню, как пошла в школу. Не было ни книг, ни карандашей. Но учились, как могли».
Шло время, братья Дуси Иван, Григорий, Гоша, Леня работали вместе со всеми, а там армия и… война. Все братья Евдокии Васильевны побывали на фронте. И у всех была нелегкая послевоенная жизнь.
А в тылу всем приходилось трудно. Хлеб в колхозе забирали подчистую. Выручали огороды.
Доучившись до 7 класса, Евдокия пошла работать в колхоз, но при этом продолжала учиться.
– Не знаю, как мы вынесли морозы на молотьбе. Одевались плохо. Ведь и не было никакой избушки, где погреться. Целый день на морозе. В обед привозили вареный горох во фляге. До сих пор не люблю его.
Хорошо Евдокия Васильевна помнит Смоленский и Ленинградский детский дом. В гости приходили многие одноклассники, им хотелось чего-то домашнего, хотя в детском доме их кормили неплохо.
В 1951 году, несмотря на все трудности, юная Евдокия окончила 10 классов.
– Чтобы получить аттестат, надо было уплатить 150 рублей. А откуда у меня такие деньги?
Брат Иван уже работал в колхозе, продал мешок лука и отдал за аттестат.
После окончания школы ее направили на курсы учителей немецкого языка. По распределению попала в Малые Арбаты, где и проживала до пенсии, работая учителем. Там же, в 1954 году вышла замуж за Максима Кузьмича Алевского, который прошел Корейскую войну. С того времени у нее остались только одни снимки.
Разглядывая фотокарточки, на которых изображены они с мужем, Евдокия Васильевна вдруг поворачивается ко мне и спрашивает:
– А такую песню знаешь?
Скажи, сынок, скажи, родной,
Скажи, казак мой молодой,
В какую даль, в какой огонь
Тебя носил казачий конь?
И она запела эту песню, казалось, вкладывая в нее всю нежность и боль своей души. А когда закончила, добавила:
– Мы всегда с мужем ее пели.
А теперь мужа нет. Осталось только звание «солдатская вдова». Но жизнь продолжается.
Они прожили с Максимом Кузьмичом счастливую и честную жизнь. В браке родились три дочери. Старшие, Люба и Таня, живут в Красноярске. Младшая Оля – рядом с мамой в Таштыпе. Она и помогает по хозяйству.
Евдокия Васильевна любит выращивать цветы. На окне у нее круглый год зреют маленькие «балконные» помидоры. Она человек старой закалки, поэтому, несмотря на свой возраст – 88 лет – все также трудолюбива. В своем огороде выращивает овощи, фрукты и даже растения семейства пасленовых – черную ягоду Санберри. Каждое лето ездит вместе со своими соседями собирать клубнику по косогорам. И как прежде, ее не пугают трудности и жизненные невзгоды.
Алена Генке
Оставить сообщение: