Гале, Галине Александровне Носенко (в девичестве – Меньшикова), тогда едва исполнилось 10 лет.
– Я с Вологды. У нас была большая семья, пятеро детей, я вторая после старшего брата, – рассказывает она. – В тот день мы с подружками возвращались с речки, смотрим, на трибуне идет митинг. Мы, скорее, почувствовали, чем поняли, что случилось что-то страшное. А потом услышали, что Германия напала на нашу страну и немцы уже бомбят Киев.
Детство не вернулось…
Почти сразу после начала войны отца, Александра Васильевича, призвали на фронт. Разве думали тогда жена, дети, что видят его в последний раз. Глава семьи погиб в боях под Ленинградом в 1944 году. В памяти Галины Александровны он навсегда остался добрым, ласковым человеком.
– Что мы тогда пережили, не передать словами, это очень тяжело – потерять отца. Только одно чувство было, что впредь лучшего ожидать нечего, – вспоминает Галина Александровна. – Мама растила нас одна, жили трудно, голодали. Мы, дети, как могли помогали взрослым. Учились в школе, а после уроков работали в колхозе на прополке, заготовке кормов.
Учиться маленькая Галя любила всегда и в школу ходила с удовольствием. После 10-го класса заявила: «Хочу получить высшее образование!». И поступила в Вологодский педагогический институт. Хотя учеба в материальном плане давалось непросто, но стипендия, небольшая помощь мамы и старшего брата помогли студентке получить профессию учителя. Школе, детям Галина Александровна отдала 46 лет.
– Я вам расскажу, как сюда попала, – улыбается она. – Тогда, после окончания института, молодые специалисты получали распределение. Мне достался Красноярский край. И я поехала. Из Красноярска меня направили в Хакасию в Матурскую школу, а чуть позже определили в Таштыпскую школу №1. Мне по душе была моя работа, особенно, когда предложили ставку организатора внеклассной работы. У нас тогда школьная жизнь ключом била: комсомольские собрания, диспуты, зарницы, смотры художественной самодеятельности.
На одной из районных комсомольских конференций Галя познакомилась со своим будущим мужем. Почти год молодые люди встречались, ходили вместе на танцы, а потом Григорий позвал Галю замуж. Так и прикипела душой и сердцем вологодская девушка к хакасским таежным просторам.
– Это моя вторая родина. Здесь я приобрела семью, здесь была любимая работа. Здесь выросли дети и внучки, правнучка подрастает. Время как-то мигом пролетело, кажется, еще только вчера мы были молодыми, – вздыхает моя собеседница.
Поколение мальчишек и девчонок, чье детство и юность отняла война, а после – не менее тяжкие годы восстановления страны из руин. Что поддерживало их во времена, когда синее небо скрыто за градом падающих снарядов, когда, кажется, для надежды совсем не осталось места, а для радости так мало поводов? Ведь даже когда 9 мая объявили долгожданное: «Победа!», ликование тут же сменилось слезами горя о тех, кого не дождались, кто никогда уже не вернется.
– А знаете, мы любили ходить в кино. «Сказание о земле Сибирской», «Свинарка и пастух»… По нескольку раз бегали смотреть один и тот же фильм. Это были такие лучики из другой жизни, там песни хорошие были, – голос Галины Александровны чуть-чуть дрожит от нахлынувших воспоминаний.
И мне немного страшно расспрашивать дальше, слишком много горя и боли хранят дальние уголки памяти, где навсегда остались погожее утро воскресного дня 22 июня 1941 года и горько-радостная весна 45-го…
Ольга Конюк
Оставить сообщение: