Таких, как Валентина Михайловна Грудева – учитель русского языка и литературы. В этом году ей исполнилось 87 лет. Война застала Валю в 10-летнем возрасте:
– Мы жили в Табате, это село очень похоже на Таштып, кругом такая же тайга. А родилась я в Ивановской области на Волге. В Сибирь мы попали в конце 1940-го года по программе переселения. Вместе с нами в Табат приехали еще 5 семей, наших знакомых.
После вашего звонка всё вспоминаю, думаю, как, о чем рассказать. Как мы, 11-ти, 12-летние, работали, как трудно было, как голодали, писали уже не раз. Я больше хотела бы вспомнить самое начало войны. О школе, ведь четыре года, пока наши отцы, братья сражались на фронте, мы продолжали учиться. О том, как узнавали новости, ведь ни газет, ни журналов, ни радио не было, а телефон был только в колхозной конторе и на почте. Как провожали на фронт учителя…
Когда объявили, что фашисты напали на СССР, мне кажется, не все даже поняли, что произошло. Ну война и война. Говорили, долго длиться не будет, мы сильны и скоро победим. И первые месяца два никто особо не ощущал случившегося. В колхозе все работали, как и раньше.
Но в августе, когда начали забирать наших отцов, вот тогда мы почувствовали, что такое война. Подошла пора уборки урожая, а кто остался? Женщины да подростки.
Сборный пункт находился в районном центре в Бее. Наших мужчин пришли провожать всем селом. Своего отца, Михаила Андреевича Лялюева, я тогда видела в последний раз. В декабре 1941 года он был убит под Москвой. Я долго не хотела верить в это. Даже когда получили похоронку, надеялись. Вдруг?!. Ведь были случаи, возвращались солдаты домой. Ну, а когда кончилась война, стало понятно: ждать больше некого.
Знаете, как мы узнавали новости? У нас был учитель математики Алексей Федорович Федоров. Каждый день он приходил рано утром на почту, куда из Беи по району передавались сводки. И если случались интересные события, перед началом уроков учеников выстраивали на линейку и объявляли. Поэтому мы самые первые в селе узнавали новости с фронта, что там происходит, где наши наступают, где несут потери. Мы, ученики, по сути являлись рупором, после уроков шли домой, разнося новости по селу.
Конечно, дети помогали взрослым, но основная наша работа была все-таки школа. Все четыре военных года она не переставала выполнять предназначенные ей функции. И 1 сентября ученики всегда садились за парты. Правда, на второй год войны, когда я перешла в 5 класс, многие ребята, которым исполнилось по 14-15 лет, в школу не вернулись, а уехали в Бею на курсы трактористов. В классах остались в основном девочки.
Я очень благодарна тем учителям, которые тогда занимались с нами и дали нам исключительные знания. Хотя мы даже настоящих тетрадей не имели, вместо них писали в старых книжках: на полях, между строчек. Я уже все, какие дома были, исписала, оставалась последняя отцова книга «История ВКП(б)». Но домашние задания как-то же нужно было делать? Учить уроки нередко приходилось при свете топящейся печи, дверцу откроешь – светло. До сих пор считаю, что работать и учиться в советской школе было гораздо труднее, но и интереснее, и знания давались прочные, качественные.
Несмотря на военное время, у нас велись все предметы, была настоящая школьная жизнь, мы готовились к праздникам, к вступлению в комсомол, выпускали свою газету, в которой, как тогда говорили, продергивали хулиганов, курильщиков. А вот чего мы точно не делали, так это не мыли полы, это делали уборщицы. Нашей обязанностью было вовремя наносить к печкам, стоящим в каждом классе, дрова.
В 44-м году 1 сентября к нам пришла новая учительница математики и физики Таисия Викуловна Худякова. Она была старше нас всего лет на пять, а кого-то и того меньше. Размышляя об этом сейчас, я понимаю, что вопреки всему жизнь продолжалась даже во время войны. Ведь Таисия Викуловна, прежде чем прийти к нам, окончила десятилетку, поступила и выучилась в институте.
Однажды мы провожали на фронт нашего учителя, уж не вспомню какой предмет он вел, Бориса Карповича Суханакова. Это было целое событие, торжественное, с построением на линейку, с напутственными словами и пожеланиями вернуться с победой. Когда я через шесть лет, уже после педучилища, вернулась в Табатскую школу, то снова встретила там Бориса Карповича, где он продолжал работать после войны.
В 45-м я окончила 7 классов. В 15 км от Табата было Бондарево (раньше оно называлось Иудино), где располагались большой детский дом и средняя школа. Нас, желающих учиться в 8 классе, набралось человек 15. Ходили пешком. А вот в 9 класс, кроме меня, больше никто не пошел. И тогда я подала заявление в педучилище. Меня приняли без экзаменов, потому что в аттестате были одни пятерки. Работать учителем начальных классов мне не довелось. Не хватало преподавателей русского языка и литературы, поэтому сразу после училища нас направили в Абакан в институт усовершенствования учителей. После месячных курсов я стала преподавать эти предметы в 5 – 7 классах. А позже окончила заочно институт. Когда я пришла в школу в качестве учителя, мне было всего 19 лет.
9 мая 1945 года я помню очень хорошо. Погода была солнечной, теплой, и мы ходили уже без пальто, на полях вовсю шла посевная. В школу пришли как обычно. Но вместо уроков нас собрали на линейку. И тут долгожданное: «Победа!». Конечно, после этого никаких занятий не было. Тут же был объявлен выходной. Народ высыпал на улицу, принесли гитары, стали петь. Все праздновали.
В этом году я буду встречать День Победы 73-й раз.
Ольга Конюк
На снимке:Валентина Михайловна (справа) с подругой
Оставить сообщение: