Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 27.12 | 99.61 | 0.26 |
▲ | EUR | 27.12 | 103.94 | 0.29 |
Вместе с летом приходит проблема с выпасом животных. Ежегодно и неотвратимо. Нынче эта «скотская» напасть стала темой, как минимум, двух серьезных совещаний – коллегий в администрации района, в конце 2023 года и в мае. И на обоих обговорили главную загвоздку в организации выпаса животных – отсутствие пастухов.
Не идут нынче люди в пастухи. И это тоже, чем дальше, тем привычнее. Сложности – не у всех есть лошади, а попробуй за буренками пешком побегай. И естественно – сложности профессии. Под дождем и на жаре, в рое гнуса, не слезая с седла... Надо быть великим тружеником, чтоб быть хорошим пастухом. Не устраивает и оплата за голову. Казалось бы в среднем по сельсоветам – 550 рублей за голову. При табуне в 100 голов – 55 тысяч рублей. Но гурты коров уже не столь густые, что в голодные 90-е. А вот владельцы рогатых кормилиц с деньгами расстаются так же неохотно, как в эти самые девяностые. И собрать заработанные средства, ой, как не просто.
И вот середина июня. Что у нас там с пастьбой скота?
Из информации по пастьбе скота, предоставленной управлением сельского хозяйства администрации Таштыпского района:
«На территории Таштыпского района организация выпаса животных осуществляется следующим образом.
В Таштыпском сельсовете сформировано 5 гуртов КРС.
На правобережье:
на левобережье:
В Большесейском сельсовете сформировано 5 гуртов КРС:
В Нижнесирском сельсовете пастьба скота организовано под присмотром хозяев.
В Бутрахтинском сельсовете пастьба КРС осуществится с 01.06.2024г. по очереди населением во всех населенных пунктах.
В Арбатском сельсовете свободный выпас скота.
В Имекском сельсовете пастьба скота организована самими владельцами КРС.
В Матурском сельсовете пастьба скота организована под присмотром хозяев.
В Анчулском сельсовете свободный выпас скота».
Шесть пастухов на район. Трое из них в Таштыпе. Трое в Большой Сее.
В остальных хозяева либо пасут по очереди, как к примеру в Бутрахтинском сельсовете, либо «за владельцами КРС» – каждый свою буренку сам и досматривает. В Анчулском и Арбатском сельсовете – свободный выпас. Выставил корову за околицу, а куда она пошла – её дело.
И если в Анчуле – где рядом нет полей и оживленных трасс, скот не пасли отродясь. То арбатцы удивили. Там, как правило, в стадо частный скот собирали всегда.
Сергей Антонович Султреков, руководитель управления сельским хозяйством эту загадку разъяснил. Арбатцы огородили все покосы. И перевели коров и лошадей в режим полной свободы.
По этой же схеме действуют бутрахтинцы. Семен Михайлович Боргояков – глава сельсовета пояснил:
– Пастухов у нас нет. И не искали. На сходе решили пасти по очереди. Планируем коров совсем распустить. Участки, где хозяева косят, практически все огорожены. Ну, кое-кто еще доогораживает. И можно за покосы не бояться.
– А дороги? Улицы села? Их тоже планируете огородить?
– Днем коров в селе нет, и ночью они по дорогам не ходят. Под присмотром жителей находятся.
Между тем в 2023 году в Хакасии было зарегистрировано 160 случаев ДТП с участием животных, в которых пострадали люди, получив травмы различной степени тяжести.
Лошади и коровы нередко становятся причиной задержки «Скорой помощи» при доставке больных в Аскиз, Абакан, Черногорск. Пост об этом был размещен на страницах Таштыпской районной больницы в социальных сетях. «Животные выходят на трассу, в связи с чем снижается скорость движения и теряется драгоценное время для доставки пациентов в Абакан. От сотрудников скорой поступают регулярные жалобы». В сложных случаях такие задержки могут стоить жизни пациента…
В Таштыпском районе особенно опасен участок трассы Абаза- Ак-Довурак возле Имека. Глава сельсовета Анатолий Михайлович Тодояков об этой напасти осведомлен:
– В Имекском сельсовете скот пасут по очереди. Нарушители, конечно, есть. И скот на дороги выходит. И гибнут. Особенно лошади.
– Как с нерадивыми хозяевами боретесь?
– Пока разъясняем, обходим из двора в двор, выписываем предупреждения. Следующим этапом начнем составлять протоколы. И штрафовать.
Речь идет о протоколах об административном правонарушении. Ведь коровья вольница – это прямое нарушение статьи 50 Закона Республики Хакасия от 17.12.2008 №91-ЗРХ «Об административных правонарушениях». Она гласит «…запрещен выпас сельскохозяйственных животных вне установленных муниципальными правовыми актами для этих целей мест. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей… При повторном совершении аналогичного правонарушения размеры штрафных санкций увеличиваются вдвое».
Трасса и улицы села никак не могут быть местом для выпаса. И более того во всех сельсоветах пастбища для скота определены.
Почему коровы продолжают свободно разгуливать? Да, потому что позволяют владельцы. И в некоторой степени позволяют и главы…
У сельсоветов есть возможность составлять протоколы. Пользуются неохотно. Имекский сельсовет в 2023 году составил пять протоколов. И это один из лучших результатов. Но... главы откровенно признают:
– Чем чаще штрафуешь, тем меньше скот держат. Жалко жителей, для них домашнее хозяйство – это часто единственный способ выжить. Тоже палка о двух концах.
Это правда. Тот же Анатолий Михайлович приводил красноречивые примеры, когда штрафные санкции заставляли хозяев отправить скотину под нож.
– Слишком много сейчас запретов на хозяев. Начиная с требований везти скот в убойный цех, если решил сдать и заканчивая штрафами за скотину. А попробуй ту же корову вырастить? Это затраты и постоянный труд.
И это правда. Но давайте повернем медаль другой стороной. Скот – это не только затраты, но и доход. Стоимость литра молока – 80-100 рублей. Если корова способна в сутки дать пусть 10 литров. Это от 900 до 1000 рублей в день. 31 тысяча в месяц. Без учета средств, полученного со сдачи молодняка на мясо. Вполне себе зарплата специалиста средней руки. Следуя логике «жалко и единственный доход», можно всех профессиональных водителей освободить от обязанности исполнять правила дорожного движения. Для них машина – единственная возможность выжить.
Закон, как бы он не был строг – един для всех. И он однозначно установил: ответственность за животное несет владелец. И никто другой. Причем об ответственности все осведомлены – сотни памяток роздано, десятки статей написаны, на сходах доходчиво объяснено. Но скот и ныне там. Интересно, что проблемы создают именно лошади и коровы частного сектора.
Из информации по пастьбе скота, предоставленной управлением сельского хозяйства:
«По КФХ проведена работа по определению места выпаса животных. 7 глав КФХ организовали выпас скота на летних стоянках и за чертой населенных пунктов используют электропастухов. ООО «Нива» организовали выпас скота в урочищах маралятника и Сабыне, молодняка КРС пастьба ведется на летних выпасах, а дойный гурт пасется на огороженном участке принадлежащем им. Также планируется огораживание и охрана (объездными) своих посевов вблизи населенных пунктов».
Фермеры все поняли. А до частников никак не дойдет. Говорят, самое действенное – бить рублем. Бьют.
«Рассмотрено административных материалов по следующим статьям: ст. 49 (ненадлежащее содержание домашних животных) – 10; ст. 50 (выпас сельскохозяйственных животных вне установленных для этих целей мест) – 8» (из доклада о работе административной комиссии Таштыпского района за 2023 год).
Результат невелик по той простой причине, что хозяев выявить не всегда получалось. Но лед тронулся.
Опыт Таштыпского сельсовета – тому подтверждение. В мае этого года на левобережье с. Таштып был организован загон для бродячего скота. Совместно с ветслужбой района сельсовет провел первый рейд. В загон угодили 13 голов КРС. Напомним, рогатый скот в районе чипирован весь. Чип – это носитель информации о животном, в том числе и о том, кому оно принадлежит. Владельцев, а их оказалось семеро, сотрудники ветслужбы с помощью специального сканера установили в течении часа. Произведена и фотофиксация. Семь протоколов станут предметом рассмотрения административной комиссии. Хозяева об этом уведомлены. Итогом, скорее всего, будет штраф. В размере от 3 до 5 тысяч рублей. При повторном нарушении уже 6 или 10 тысяч рублей.
– Рустам Хайратдинович, не жалко хозяев? – спросила главу Таштыпа Р.Х. Салимова.
– Нет. Мы каждый год бьемся над благоустройством Таштыпа, в том числе над озеленением села. И всю нашу работу сводит на нет бродячий скот. Сейчас все условия для пастьбы созданы, отведены места выпаса, сформированы три гурта под присмотром пастухов. И два – где жители выразили желание пасти своих коров сами. Но в стадо сдают далеко не все. И сами пасут не все. Хватит уже убеждать и уговаривать – пора действовать. Загонять бродячий скот мы будем еженедельно. Планируем создать загон для скота на правобережье. Чипирование дает почти стопроцентную гарантию определения владельца. Так, что обращаюсь к недобросовестным хозяевам скота на улицах: Войкова, Луговая, Березовая, Советская в сторону Сир… Не хотите пасти – платите штрафы. Это же скажу и жителям правобережья, пастухи есть, сдавайте коров в стадо. Не хотите платить пастуху. Будете платить штрафы.
Жестко. Но… справедливо. И, думаю действенно. Этот опыт стоит перенять другим сельсоветам.
Впрочем, под занавес статьи хочется поделиться и опытом Большесейского сельсовета. Напомню, скот жителей села Большая Сея – это два гурта КРС и табун лошадей под присмотром пастухов. На ночь лошади отправляются в огороженный загон.
– Сергей Славинский и Владимир Бурнаков – у нас уже не первый год скот пасут, – рассказывает Тамара Владимировна Толтаева, глава сельсовета. – Второй год привлекаем к работе молодежь, школьников. Законодательство это позволяет. Денису Кучугемову 17 лет, нареканий к нему, как к пастуху нет. В прошлом году ребята неплохо заработали себе на обновки к учебному году.
– Ребята?
– Ему друзья помогают. Как они делят заработанное – не наша забота. Наша – помочь собрать средства с населения. Мы своих пастухов не бросаем, они у нас на вес золота каждый.
По сути вот и ответ к сложной задаче, как избавить улицы сел и деревень от бродячего скота. Три слагаемых успеха – строгость в исполнении законодательства + поддержка пастухов + ответственность владельцев. Причем, последнее – самое главное.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: