Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
Писать о Лидии Алексеевне трудно. При жизни она была у всех на виду, такой известной, значительной и авторитетной, занимала в жизни села и всего нашего района столько места, что рассказывать о ней просто в голову не приходило. Потом это стало невозможным, так как уход Лидии Алексеевны стал потрясением, и говорить о ней в прошедшем времени было немыслимо.
Жизнь школы и множества её обитателей, выпускников была так с ней связана, что не укладывалось в голове, как это всё вообще может дальше быть и действовать без Лидии Алексеевны? Все успехи, большие и маленькие достижения, весь этот изумительный образ жизни школы – это всё с её участием, под её руководством. К тому же, она не просто жила школой, она всегда стремилась делать её лучшей, передовой. Поэтому писать о Лидии Алексеевне – это значит писать и о школе, о людях, о многих и многих событиях. Да это же целая книга будет! А ещё лучше – музей. Мне кажется, что скоро так оно и будет – и музей в одном из кабинетов школы, и книга. И они также будут учить и воспитывать подрастающее поколение.
Лидия Алексеевна всех знала по именам, знала о нас абсолютно всё и поэтому каждому находила сказать, иногда прямо на ходу и очень коротко, что-то очень важное, что запомнилось навсегда. И ни одного, кто сказал бы о ней что-то плохое, затаил обиду, включая отпетых хулиганов и лентяев, чьи пороки она не щадила. Хотя всякое бывало за годы учёбы или работы рядом с ней.
Отлично помню все эти разборы полётов на многочисленных наших собраниях, заседаниях класса и общешкольных общественных организаций, начиная с октябрятского возраста. Ох, что это было! Очень чётко нам давали понять, что хорошо, а что плохо. И правильно делали, в этом потом все убеждались не раз.
За «хорошо», впрочем, также воздавалось. В нашей большой семье, например, за годы учёбы накопился почти полный чемодан похвальных грамот, а вместительная этажерка за годы учёбы была заполнена книгами, которые всегда щедро дарили победителям всевозможных конкурсов, соревнований и олимпиад, за успехи в учёбе. Мы же с сёстрами и братишкой участвовали во всём! Не то чтобы мы у мамы были ботаниками и зубрилами – нам на самом деле было очень интересно учиться, заниматься в разных кружках и нести груз всяких поручений, а острая любовь к чтению была всегда.
Впервые я увидела Лидию Алексеевну летом 1970 года. С кем-то из одноклассников мы поливали на пришкольном участке помидоры, отработкой это называлось. Вредный и противный, по словам старшеклассников, Константин Гаврилович пытался нас научить бережно, не вымывая хрупких корешков, лить воду на каждый кустик, привязанный к колышку, но мы при малейшей возможности успевали болтать и веселиться. Лето ведь! Красота кругом, зелень, тепло, всё родное, даже Константин Гаврилович, добродушный и любящий свою ботанику с биологией и со всеми этими грядками, а вовсе не такой, как врали о нём большие.
И вот во всей этой счастливой картине, как яркое видение на дорожке от школы к нашему огороду – статная красавица, нарядная, в яркой блузке, улыбающаяся. Конечно, никто не знал её тогда, поздоровались, потому что в школе было строгое правило приветствовать каждого. Никого не хочу обидеть, но казалось, что до того времени не было никого, похожего на неё. Походка, манеры, интонация, внешний вид – это, конечно, тут же стало для нас образцом.
Потом мы очень быстро узнали её получше, с разных сторон. Невероятная преданность работе, дисциплина, работоспособность, высочайшая требовательность, в первую очередь, к себе самой, внимательное отношение ко всем и каждому в отдельности – это всё в Лидии Алексеевне ощущалось каждый миг, за этими её качествами можно лишь тянуться всю жизнь, но так и не достичь их. Она пообщалась тогда с нами приветливо не больше одной минуты, но всем сразу стало понятно: теперь наша жизнь будет другой.
Так и вышло. Новый учебный год мы начали ещё в старых стенах, а после первой четверти, в праздник Великой Октябрьской Социалистической революции, перебрались в новую, которую все с нетерпением ждали. Трёхэтажную кирпичную школу, в несколько раз больше старой, наконец, выстроили на самой окраине села. Сколько праздничного шума и суеты тогда было, благодарностей родному государству, партии и правительству за этот подарок и счастье учиться в современной новенькой школе! В скромных наших сёлах и скромной тогдашней жизни это действительно было грандиозным событием. Ждали его все.
Сами, как могли, участвовали в приближении заветного дня. Мы на этой стройке всё знали с самого начала работы, наблюдали за строителями и прибегали сюда вечерами и в выходные, когда не было взрослых. Гадали, где что будет расположено, как нам здесь будет здорово. Ближе к завершению помогали строителям – собирали всевозможный мусор на субботниках и воскресниках.
И вот настало наше «вселенское переселение». Прямо классами мы встали и пошли в новую школу. Вот это был день! Мне же и старую школу не хотелось покидать. Так я любила её классы и коридоры, большие окна, пусть одно чуть не упало на нас в классе от порыва ветра. Библиотеку на втором этаже и стёртую лестницу к ней, удобные парты, уютные круглые дровяные печи в углу каждого класса. Бросать всё это? Такая грусть напала.
Одновременно уже полюбилась новая школа, все эти замечательные новшества, которыми она была наполнена. Не парты, а столы, не в классах, а, по-новому, кабинетах, красивые доски, на которых так здорово писать мелом и которые можно было уменьшать и увеличивать при необходимости. Просторно, удобно, очень-очень красиво.
Потом эта красота быстро дополнилась новой – множеством цветов, интересных материалов, рисунков, фотографий. Всё пространство вскоре было максимально заполнено чем-то таким, что ненавязчиво развивало и учило нас. Конечно, новая школа тут же стала нашим новым вторым домом.
Для детей из других населённых пунктов одновременно со школой был построен и новенький интернат, тоже взамен старого. В гостях у интернатовских детей тоже можно было видеть, как удобно, красиво они устроились, и совсем рядом.
Мы очень гордились своей новой школой, всем рассказывали о ней. Мои дети, а им пришлось учиться в разных школах, слушали это всё из моих уст, как красивую сказку. Помню их изумление, когда увидели всё собственными глазами. Ведь одного взгляда достаточно, чтобы понять: детям здесь нравится учиться, а учителям нравится учить. Хотя самой Лидии Алексеевна на тот момент уже не было. А заданный тон, темп и образ действий остались!
Такое вот эпохальное для Таштыпа, всего района, да чего там – и всей Хакасии событие мы тогда пережили вместе с Лидией Алексеевной. Но это же только красивая картинка. Обычная будничная жизнь в школе потекла так: то в туалете на втором этаже внезапно осела, слегка оторвавшись от потолка, стена, то где-то окна оказались продуваемыми, а все эти трубы и сантехника долгое время вообще не хотели служить своему предназначению.
Как директор одновременно руководила учебным процессом, всегда очень насыщенным, обустройством школы и организовывала устранение недоделок – никто даже и не догадывался. Мы ведь всегда её видели неизменно красивой, эффектной, в ровном настроении. Хотя работы было уйма, постоянно всё находилось в движении: добавлялись учебные новшества, октябрята, пионеры и комсомольцы из одного мероприятия тут же переходили в другое, работали секции, кружки и факультативы, столовая кормила вечно голодную ребятню. Прийти с утра и отучиться – это было далеко не всё. После обеда мы возвращались кто в спортзал, кто в кабинеты.
Да-да, издалека большинство топало опять, чтобы ещё часик-другой позаниматься спортом, общественной работой, поизучать те же предметы, но уже более углублённо. Нас же не только учили, нас непрерывно воспитывали разносторонне развитыми. Трудно, конечно, было выдерживать этот темп и разнообразие, но так интересно!
Не буду здесь называть никого из тогдашних учителей, о ком сохранилась добрая память. Для этого лучше написать отдельный большой материал, ведь таких имён много, и о каждом можно сказать много интересного. Общее же от тогдашнего коллектива мнение сохранилось такое: самые разные люди были охвачены единой целью – чтобы школа наша была лучшей во всём.
Кажется, именно так всегда и было, а Лидия Алексеевна была во главе всего этого трудного и прекрасного процесса. В самый пик советской действительности, когда мы даже мыслили коммунистическими лозунгами, она внесла в жизнь школы столько творчества и душевности, что твёрдо верилось: от успешного труда и правильных поступков каждого из нас зависит всё в общей жизни нашего общества. Литератор и читающий человек, она расширяла нам все границы.
В фойе школы, только переступив порог, каждый входящий читал глубоко в душу проникающую фразу великого поэта: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» И всё! Слова вели и вдохновляли. Дальше ты не просто проживал тут дни и годы, а именно любимой отчизне посвящал каждый свой шаг.
Не очень укладывалось в голове, как Лидия Алексеевна при всём этом может иметь обычную семью. Муж, начальник одной организации, дочь, чуть постарше меня. Люду, конечно, знала вся школа. Высокая, как мама, красивая и умная, никакая не задавака, а хорошо воспитанная девочка. Но я ей сочувствовала, потому что думала: её строгая и правильная мама никогда не даёт расслабиться, предъявляет на каждом шагу свои высокие требования. Вот только когда? Она же всегда на работе! Своим особенным и нелёгким детством Людмила, конечно же, внесла свой большой вклад в дело жизни своей выдающейся мамы.
Когда уже не стало Лидии Алексеевны, оказалось, что она имела много удивительных качеств не только как руководитель. Большая домашняя библиотека, которая сейчас почти вся находится в школе, семейный быт, обычные дела по дому и огороду – только во время болезни, когда коллеги стали наведываться к ней домой, все вдруг осознали, что и здесь у Лидии Алексеевны всё организовано лучшим образом. Оказалось, что и дружить она умела в нашем обычном понимании, когда на всю жизнь сохраняются настоящие дружеские отношения.
Не хочу, да и не могу писать о том, каким горем для многих и многих людей стал её уход. Правильнее хранить и развивать всё, что завещала она своей жизнью. Так и есть – в школе по-прежнему здорово! Главный пост в ней занимает моя удивительная одноклассница, которую любили все – Надя Калинова, точнее, Надежда Владимировна Карпова. Она не только кладезь ума и энциклопедических знаний, но и человек большого оптимизма, настоящий школьный друг, всё в один миг понимающая, умеющая быстро принять правильное решение и очень искренне любящая профессию и нашу школу. Одним словом, это настоящий и очень достойный последователь дела Лидии Алексеевны. Все успехи и достижения коллектива в целом и отдельных педагогов и учеников всегда будут связаны с этим дорогим именем.
С. Лукашевская,
журналист, выпукница-1977
Оставить сообщение: