Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
Безмерный подвиг совершили те женщины, которые приближали победу в тылу, те кто вынес тяготы войны на своих хрупких плечах. Одна из немногих оставшихся живых примеров – Анна Ивановна Ильина, участник Великой Отечественной войны, 17 декабря отметила свой 90-летний юбилей. От имени главы Таштыпского района и от себя лично её поздравили Е.А. Цыганкова, первый заместитель главы Таштыпского района, А.А. Дьяченко, глава Таштыпского сельсовета, и М.Г. Сагалакова, директор управления социальной поддержки населения Таштыпского района. Зачитали поздравление от Президента Российской Федерации В.В. Путина, подарили подарки, а работник районного дома культуры С.А. Семенов исполнил под гитару несколько песен.
Не поговорить о страшных тех годах с Анной Ивановной мы просто не могли. Вот что она рассказывает о Великой Отечественной войне:
– Родилась я в 1924 году в Челябинской области, сейчас она называется Курганская. В 1933 году мы переехали в Хакасию, в Аскиз. За полгода до окончания седьмого класса мы с подругами начали думать куда поступать. Одеты мы были бедно, поэтому решили поступать в текстильный. В начале июня подали документы в Свердловский текстильный комбинат, 20 августа нам пришел ответ явиться на экзамен. Но проклятая война все перечеркнула. Пришел к нам сосед и говорит: «Вы слышали? Война! Германия объявила Советскому Союзу войну!». Я подумала: «Ну война, да и война».
Когда в 1942 году я работала в бухгалтерии, нам позвонили, в райисполком вызывают всех комсомольцев. Мы пришли на столе чернилка, бумага и ручка. Сказали, что война и если потребуется, то и нас комсомольцев туда отправят. Мы под диктовку заявления писали, что в добровольном порядке идем на войну. Написали летом, а в декабре, ночью, стучатся: «Аня, открывай! Тебе повестка в армию пришла!» Я ошеломела! Я даже ни разу не видела мужчину в военной форме! А тут сама в армию!
Собрали нас, привезли в Ачинск через трое суток лейтенант нам сказал: «поедете на восток».
Когда нас привезли на место там стояли пушки и рядом снаряды, все по 11 килограмм, солдаты шуткой называли их «красавчики». Я была в пулеметном отделении, сложное отделение, я скажу. Когда пушки начали стрелять, последнее что помню, как земля затряслась от залпов и я повалилась на левый бок. Больше ничего не помню. Это даже с землетрясением не сравнить, очень страшно было.
Армия наша была неподготовлена. Солдаты ноги тряпками обматывали. Я приехала в катанках, на вторую зиму они стерлись, спасибо американцам они нам помогали, обувь давали, большая правда была, 42 размера, но хоть не босиком. Ноги тряпками обматывали, так и носили. Питание было… главное, чтобы ноги таскали... армия воевала за счет тыла, женщин и подростков, которые работали на заводах.
Работали – это ужас, как много мы работали, у нас в батарее я была самая маленькая 1924 года рождения, почти все замужние были, детей не было у них, поэтому забрали в армию.
Служила я в 749 зенитно-артиллерийском полку. Нас постоянно перевозили с одного места на другое, последней точкой был Хабаровск, там и встретила Победу.
Слушая ее, невольно задумываюсь, как эта маленькая девушка, чуть старше меня вынесла на своих хрупких плечах такую тяжелую ношу. Выжила при голоде, холоде, страхе три мучительно долгих года и внесла свой вклад в победу и историю нашей страны.
– Когда я вернулась домой работала секретарем в райисполкоме в Аскизе. Хотела учиться, но не могла, документов не было, мы же их в текстильный комбинат отправили они затерялись. Потом Хрущев дал указ, что можно учиться в вечерней школе, я пошла туда. Работа у меня заканчивалась в шесть часов вечера, а в семь – учеба. Бегом бежала домой делала письменную работу, по пути ела кусок хлеба, придя в школу, запивала холодной водой и на уроки.
Школу я закончила хорошо, поступила в Абаканскую торгово-кооперативную школу. Меня зачислили в ревизорскую группу. Ездила по улусам, учила людей на продавцов. Сколько себя помню, всю жизнь работала. И сейчас стараюсь двигаться, выйду в ограду, от дома до ворот метелочкой пройдусь, от дров все щепки соберу. Как-то раз присела отдохнуть, сижу и думаю: я же в школе училась, должна что-то помнить? Вспомнила квадрат суммы, квадрат разности, в общем почти весь курс алгебры за седьмой класс в голове всплыл.
Сейчас я очень хорошо живу, вот дочка моя Лида, оберегает и ухаживает за мной. Племянница приезжала, она у меня институт закончила, ну ладно говорю ей: ты институт, а я нет, как называется прибор измеряющий напряжение? Она говорит: «сейчас подожди… ну как же? как же?» потом все-таки вспомнила, сказала мне – вольтметр.
А другая племянница звонит мне и говорит: «Ты, тетя Аня, живи до 105 лет!».
90 лет – почти век. Так пожелаем Анне Ивановне здоровья, здоровья и еще раз здоровья. А Лидии Алексеевне огромное спасибо, за то, что ее мама, это потрясающая женщина, воевавшая на равных с мужчинами, пережившая голод, холод и лишения, сейчас живет в любви, заботе и тепле.
Светлана Тюкпиекова
Оставить сообщение: