Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.
Выделяют несколько форм жестокого обращения:
Физическое – телесные повреждения, синяки, кровоподтеки, рубцы, ожоги.
Сексуальное. Согласие ребенка на контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое насилие – это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Пренебрежение основными потребностями ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Например, оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным последствиям.
Кроме этого, к физическому насилию относят вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.
Особенности детей, подвергающихся жестокому обращению.
Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Возраст от 3 до 12 лет: заискивающее поведение, пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; стремление скрыть причину повреждений и травм; отсутствие друзей, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки, проблемы с обучением.
Подростковый возраст: хроническая неуспеваемость, побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; криминальное или антиобщественное поведение, депрессия, агрессивность, попытки самоубийства, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Нервно-психические и психосоматические признаки жестокого обращения: неврозы, энурез, энкопрез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные, заболевания, астма и др.).
Важно знать:
1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно.
2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь.
3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.
4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).
5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить – это нормально и приемлемо. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.
6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Поощряйте его, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.
7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря этому, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10).
8. Физическое насилие не учит управлять своим поведением. Ребенок, которого шлепают всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие».
9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы – взрослый человек.
10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае – это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и отойдите от него на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.
11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». Многие родители стесняются того, что ребенок начал кричать на виду у других людей и предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Как бы вам было неудобно ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже – с одобрения чужих людей). Вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком.
Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.
К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка, которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов - подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.
Мы рекомендуем обратиться к книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?», Кей Кузьма «Как понимать своего ребенка», И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему: «воспитывать – бессмысленно, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом хамите теще, то ребенок никогда не будет старших уважать и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно».
Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.
Оставить сообщение: