Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 29.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 29.12 | 105.95 | 2.65 |
Воспоминания старшего поколения погружают нас в прошлую бурную жизнь наших сел. Слушаешь рассказы о том, что работу мог найти кто угодно, что в школах учились по 30 человек в классе, что детские сады были заполнены, как широко и дружно отмечали праздники в переполненных домах культуры. Слушаешь и думаешь, куда же все делось? На этот вопрос у наших сельчан один ответ – «деревня спивается».
Но села, жители которых единодушно решили изменить такое упадочное положение, стали появляться по всей России. Их отличают крепкие семейные связи, уважение традиций, забота о подрастающем поколении, основательная агитационная работа, активное участие органов местной администрации. Вот только некоторые из них.
Село Бессоновка Белгородской области
Бессоновка удивляет гостей своей ухоженностью и неповторимым обликом. В 50-е годы прошлого столетия здесь был создан колхоз имени Фрунзе, награжденный Орденом Трудового Красного Знамени.
Один из председателей начал непримиримую борьбу с пьянством. Вооружившись ружьем, он лично выходил на ночные рейды. Запретить пить было просто нереально, поэтому председатель конфисковывал у сельчан самогонные аппараты. Поначалу такими действиями он настроил против себя все село, но чуть позже все изменилось. Когда-то неприметный колхоз начал подниматься и процветать, а вместе с ним росло и благосостояние сельчан. Даже в лихие 90-е Бессоновка резко выделялась среди депрессивной округи новенькими авто своих жителей.
Процветает село и сейчас. В нем есть прекрасный спорткомплекс, обновленный Дом культуры, пиццерия.
– Когда и, главное, зачем пить, – говорят бессоновцы, – если в жизни есть более интересные вещи!
Село ЦентаройЧеченской республики
Чеченская республика является бесспорным лидером по трезвости среди российских регионов. Большинство населения республики исповедуют ислам, а священная книга мусульман Коран запрещает употребление алкоголя. Однако приезжим, чья вера не запрещает употребление спиртного, можно купить алкоголь, но только в ограниченном количестве магазинов, да и то с 8 до 10 утра.
Село Центарой находится в 60 км от Грозного. На территории села строжайше запрещена торговля любым алкоголем и табачными изделиями. Подобное решение было принято самими жителями Центароя.
В других районах Чечни встретить подвыпивших можно крайне редко. И вообще большинство чеченцев говорят, что если хочется выпить, лучше покинуть пределы республики, дабы не травмировать психику подрастающего поколения дурным примером.
Село Дубровка Оренбургской области
Население Дубровки занимается фермерством и предпринимательством. Полки сельского магазина ломятся от обилия всевозможных товаров, но среди них нет алкоголя и сигарет. Уже 30 лет в селе действует практика коллективного отказа от спиртного.
В 50-е годы ХХ века здесь был ликвидирован колхоз, и деревня пришла в упадок. Большинство жителей разъехалось, а те, кто остался, быстро спивались. В 80-90-е годы начался обратный процесс. Часть жителей вернулась, в селе появились новые семьи, начала возрождаться хозяйственная жизнь.
Трезвый образ жизни стал залогом процветания села. К отказу от спиртного жители пришли осознанно. Однако представители районной администрации полностью поддерживают такой выбор сельчан. Немалую роль в поддержании порядка, процветания и покоя сыграла здесь и верность православным традициям предков. Так на одном из сельских сходов было принято решение о строительстве церкви, которое с успехом воплотилось в жизнь.
Поселок Уфимский Свердловской области
В 2018 году Свердловская область стала одним из рекордсменов среди регионов страны по числу умерших от алкоголя. Но, несмотря на это, областные власти ведут активную борьбу с алкоголизмом, а местное общество «Попечительство о народной трезвости» выбирает самое трезвое село и поощряет его грантом. В 2018 году почетного титула удостоился поселок Уфимский, получив награду в 300 тысяч рублей. На полученные средства были построены теннисный корт и хоккейная площадка, установлены уличные тренажеры.
За два года до конкурса в местном Доме Культуры установили бильярдные и теннисные столы. Заняться спортом теперь может любой желающий, но только если находится в трезвом состоянии. Положительный результат не заставил себя ждать. В Уфимском оказалось немало любителей бильярда еще со времен СССР. Ради игры в бильярд сразу несколько жителей бросили пить, и теперь бесплатный бильярд стал главным развлечением сельчан.
Личный пример жителям Уфимского подал и глава поселковой администрации Александр Некрасов, отказавшийся от употребления алкоголя в пользу занятий спортом. Еще одним идеологом трезвого движения в Уфимском стал тренер на общественных началах Геннадий Меншиков. В свои 80 лет он регулярно принимает участие во всех районных соревнованиях.
Сейчас в поселке действуют секции по бильярду, теннису, шахматам, легкой атлетике. На очереди подготовка к созданию лыжной трассы. Для этого в поселке готовят новую заявку на участие в очередном конкурсе на статус самого трезвого населенного пункта. Сельчане уверены в победе и надеются на получение денежного приза, средства которого планируют направить на установку освещения для лыжной трассы.
Республика Алтай
Территорию трезвости здесь составляют села Боочи и Кулада. Коллективное решение об отказе от спиртного было принято здесь еще в период антиалкогольной кампании Горбачева. Вопрос об отказе от алкоголя был вынесен на сельский сход, получив поддержку большинства голосов. Местные магазины также поддержали это решение. Особенно важную роль в создании трезвой деревни сыграла глава местной администрации Валентина Паянтинова. При ее активной поддержке был создан «Женский совет», к участию в пропаганде трезвости были привлечены депутаты и руководители местных предприятий.
Сегодня в селах действуют клуб, библиотека, краеведческий музей. Предметом особой гордости является местная средняя школа, ученикам которой с малых лет внушается мысль о вреде табака и алкоголя.
Республика Бурятия
К моменту начала алкогольной кампании Горбачева село Алаг-Шулун отпраздновало 10-летие трезвой жизни. Однако распад СССР привел к крушению достижений трезвости минувших лет. Отсутствие перспектив привело к почти поголовному пьянству местного населения. Для спасения села трое старейшин приняли решение ввести на своей территории сухой закон. Всем пьющим было предложено покинуть село. Результат оказался ошеломляющим. Население Алаг-Шулуна осталось на месте, а вот полки местного алкогольного магазина опустели.
Немалую роль в борьбе за трезвость сыграл и чисто внешний фактор: отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, при котором дорога до ближайшего населенного пункта занимает не менее половины суток.
При поддержке местной администрации в селе появилась сельхозтехника, а с ней перспективы для заработка и достойного существования.
С 2001 года еще одна бурятская деревня Верхняя Жирима живет в трезвости. Инициатором борьбы с пьянством здесь стала глава поселковой администрации Галина Дорофеева, обратившаяся к тогдашнему президенту Бурятии с просьбой выделить деньги из республиканского бюджета на кодирование местных пьяниц. Вскоре деньги из республиканского бюджета были предоставлены. Сама Галина Дорофеева собственноручно уговорила кодироваться 60 человек. Ну а после того, как пьющие жители деревни воочию увидели ошеломляющие перспективы трезвой жизни, они сами повалили в город кодироваться.
Республика Якутия
Якутия является признанным рекордсменом по числу трезвых сел в стране. Продажа алкоголя здесь запрещена более чем в 170 селах, что составляет почти треть населенных пунктов республики. Как и в других регионах страны, инициатива отказа от спиртного всецело принадлежит народу. Инициативная группа инициирует созыв сельского схода, затем сельская администрация ходатайствует перед Госсобранием республики о придании запрету статуса закона.
Жители этих сел ставят перед собой благие цели – сохранить благополучие семей и воспитать здоровое поколение. Здорово, что отклик находится в сердце сельчан, и они всем своим, пусть и маленьким миром, возрождают здоровую нацию.
(По материалам интернет-изданий)
Оставить сообщение: