Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 09.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 09.01 | 106.1 | 0 |
Вот почему эта, казалось бы обычная первосентябрьская линейка – второй день рождения для таежной деревни и для школы в целом.
Как это чудо стало возможным? А исключительно силой духа директора школы Татьяны Юрьевны Сизовой и единения верхсейсцев в борьбе за свою школу.
– Как отстояли-то школу? – спрашиваю Татьяну Юрьевну.
– Ну, как? Мы обратились к руководителю управления образованием Наталье Александровне Рыженко. Она по-моему и сама была рада сохранить школу. Условие сохранения школы было – набрать 15 детей. И пошла я уговаривать тех, кто настроился переводить детей в Большую Сею. В общем, 15 детей нашли. А потом взялись за ремонт, он был крайне необходим. Помогали и родители учеников, и просто односельчане, кто чем мог. Видите сенки – вот тут щель была. Помог Толя Андреев. Он даже не родитель, просто когда-то учился здесь. Он сам всё зашил, сдвинул шифер… К кому бы я ни обращалась, никто, понимаете, никто не отказал. Перебеливали классы на несколько раз, родители же помогли закрыть выпирающие печи. Они давно уже не топятся, но стоят, некрасиво. В общем – спасали школу, если не всем селом, то половиной села. А основная нагрузка по побелке и покраске легла на Светлану Попову – нашего техработника. Только столовую она перебеливала на шесть раз. Светлана тут разве что не ночевала, с утра и до темна.
Да, надо отдать должное родителям, что предпочли новой просторной Большесейской школе свою маленькую, но родную Верхсейскую. Надо отдать должное и Татьяне Юрьевне. Остаться в деревенской школе – шаг весьма рискованный.
– Не страшно, вы отказались от рабочего места в Большесейской школе. А где гарантия, что через год, два, три школа вновь не окажется на грани закрытия?
– Страшно, но когда чувствуешь поддержку всей деревни, понимаешь, что пусть и год-два-три, но это – моё. Моё. Не знаю, как объяснить, но вот сегодня Жене (супругу) говорила, что у меня двадцать шестой День Знаний в родной школе. А я волнуюсь, как в первый раз. Моя школа, мои дети. Пока есть возможность – я их не брошу.
К слову сказать, у Татьяны Юрьевны в эту школу идут сразу шестеро детей. А всего у директора школы – одиннадцать! Не берусь сказать, сколько у них приемных. Они как-то так все перемешались, перероднились, все её, родные. Добавьте к этому немалое хозяйство и удивляйтесь, когда у директора на все хватает сил?
Но это уже натура такая – сильная, деятельная и неуёмная…
И праздник сегодняшний – это большая победа всей деревни. Потому на линейке, помимо пятнадцати учеников – родители. Они стоят поодаль, соблюдая строгие меры коронавирусной предосторожности.
Ребятня тянет руки для измерения температуры. Попутно выясняя: «Со скольки учиться», «А физкультура на улице или в спортзале» и делясь новостями, причем все враз, этакий единый ровный гул пятнадцати голосов.
Первоклашек в обновленной школе двое – Ульяна Толмачёва и Арина Чучалина. Наблюдаю за девчатами – Аришка сосредоточена и серьезна. А улыбчивая Ульянка кажется готова со всем миром поделиться радостью и гордостью – она первоклассница.
Еще бы! В школу Ульянку провожают четыре поколения Толмачевых! Прабабушка, дедушка и бабушка, родители, а брат и сестра учатся в этой же школе. Самая старшая в этом дружном семействе – прабабушка Галина Ефимовна Канзычакова, вот весной поздравляли её с Днём Победы – 89 лет труженице тыла, в декабре – 90, но пропустить важное событие она не могла. И вели бабу Галю под руки бережно на линейку, которой могло бы не быть.
Вот вам, читатели, живая взаимосвязь поколений. Вот в таких, казалось бы, мелочах. Но школа в деревне – всегда много больше, чем просто школа. Духовный стержень, надежда на будущее, центр знаний и культуры… в деревенскую школу ходят династиями. У Ульянки в этой школе учились бабушка и отец. Да и у большинства стоящих на линейке сейчас – не мать, так отец, а то и оба родителя.
– В следующем году первоклашки будут?
– Будут. Трое, – объясняет Татьяна Юрьевна. – Трое уходит, трое подрастет. Два года у нас точно есть.
Два года. Короткое дыхание. Чертовски несправедлив мир, где к детям и детству примеряют позиции выгоды. И вспоминается вдруг факт – в последние 10 лет Россия потеряла 1671 сельскую школу. Как раз по причинам строгих рамок подушевого финансирования. Простая формула «Деньги следуют за учеником» столь удачно применимая для городских школ, порой смертельна для деревень и сел. А где-то в крохотной Финляндии школы берегут, берегут до последнего ученика. Потому как именно наличие школы – жизненно важный фактор для малых населенных пунктов. А наличие малых населенных пунктов – это уже фактор освоения малодоступных территорий в сложных климатических условиях. Чем больше сел, тем более освоены северные пространства. Но у нас – не Финляндия. Наши пространства безмерны. И мы не считаем погибших школ и деревень. И потому никто не скажет уверенно, смогут ли верхсейцы отстоять свою школу уже через два – три года. Но отчаянно хочется, чтобы школа жила.
Есть ли к этому пути в условиях подушевщины? Есть – рожать детей, а молодежи возвращаться в деревню. До тех пор пока в школе учатся заветные 15 человек – её не закроют. Если учеников будет 25 и более, можно начинать речь о новом здании. Таковы условия выживания малых школ в малых селах и деревнях. Как заверила Наталья Александровна Рыженко, руководитель управления образованием, каждое закрытие школы – это мера крайняя и без твердых на то оснований на неё не идут. И руководство района и управление образованием готовы биться за каждую школу. Но они действуют в рамках и на основании существующего закона. Потому битву эту можно выиграть только совместными усилиями родителей, педагогов и районных властей. В одиночку с непосильной задачей сберечь малые школы не справится никто.
– В свое время ситуация аналогичная Верхсейской, сложилась в Нижнем Курлугаше. Родители переводили детей в школы райцентра. Школу в деревне пришлось закрыть. Сейчас они просят об открытии. Но открыть её гораздо труднее, чем закрыть, – пояснила Наталья Александровна.
После короткой, по причинам коронавируса, линейки дети и родители расходятся не сразу. Фотографируются во дворе школы. Что-то обсуждают. Слышу, как баба Галя напутствует малышей:
– Учитесь, детушки, на пятерки…
Мысленно добавляю: «В родной школе учитесь. А потом приводите сюда своих детей» Нельзя селу без школы, никак нельзя!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: