Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 28.12 | 99.23 | 0.38 |
▲ | EUR | 28.12 | 103.3 | 0.64 |
Когда района еще не было
История Таштыпского района, как административной единицы началась 100 лет назад. Однако, задолго до 1924 года здесь жили люди. Об этом свидетельствуют археологические памятники и архивные источники.
В XVII в. территория современного Таштыпского района входила в состав Алтырского княжества Енисейских кыргызов. Основную часть населения составляли кыргызы – алтырцы и бельтыры. В 1703 г. значительная часть населения княжества была уведена в Джунгарское ханство. Территорию района постепенно заселяют родоплеменные группы Горной Шории и русское население. Освоение территории русскими относится к середине XVIII в. После присоединения Хакасии к России (1707) и заключения Кяхтинского мира с Китаем (1718) возникла необходимость освоения земель.
В 1758 году, царское правительство с целью укрепления границы от притязаний Джунгар на эти земли, построило военную линию от Саянского острога до Бийска протяженностью 298 верст. Тогда же были срочно возведены форпосты с отъездными караулами: Монокский, Арбатский и Таштыпский.
В 1822 году территория нашего района становится частью новой, впервые образованной Енисейской губернии. И только Матурский улус остается в ведении Кузнецкого округа Томской губернии. В этом же году принят «Устав об управлении инородцев» Таштыпская земля входит в состав Степной Думы соединённых разнородных племён. На территории таштыпской земли находилось 10 стойбищ и 13 юрт, где проживало 900 человек.
Губернатором новой губернии поставлен Александр Петрович Степанов.
В этой должности он пробыл до 1831 года. Обязанности свои Александр Петрович исполнял ревностно и с любовью. И к слову, объехал свою немалую губернию. Побывал в том числе и на территории современного Таштыпского района, по сути, проехал его от Имека до Арбатов. О чем написал: «Переехав через реки Иссу, Тиою и Имяк (теперешнее название: Есь, Тея, Имек) показывается Таштыпский форпост: у подножия возвышенности, осененной гребнем лиственных деревьев, на плоскости крутого берега Таштып. Из Таштыпа видны к востоку горы Джиланы Бойза, а к юго-западу на пространстве 100 верст вершины снежные». Узнаваемая картина, не так ли?
А вот еще восторженное свидетельство губернатора: «Места, которые занимают станицы, могут почесться прекраснейшими во всей Енисейской губернии. Природа наделила их всем в изобилии: полями плодотворными, лугами цветущими, рыбой, дичью, зверем, рогатым скотом и конями. Зато и жители не остаются неблагодарными. Они занимаются рачительно хлебопашеством и скотоводством, живут чрезвычайно опрятно, смирно, покойно прославляя Бога и Царя».
И о природе станицы Арбатской: «Утесы гор составляют великолепную ротонду, на которой покоится лазурный купол неба»
С русскими переселенцами и казаками приходит и православие. А вместе с этим и первые церковные школы. «Устав об управлении инородцами», как закон, предоставлял право инородцам учить своих детей в школах вместе с русскими детьми, где они изучали русский язык, что давало возможность и право поступать в средние и высшие учебные заведения России. Такие последовательные формы обучения прошли: Николай Федорович Катанов, Степан Дмитриевич Майнагашев и гордость таштыпской земли, уроженец Матура – Иван Матвеевич Штыгашев. Просветитель, миссионер, священник, учитель.
И хотя Иван Матвеевич с детства говорил только на шорском языке, пешком он отправлялся в Кондому, через тайгу и горные перевалы. За годы учения, не только в совершенстве освоил русский язык, но и показал удивительные способности. Впоследствии он окончил Казанскую учительскую семинарию. Обучал детей грамоте в поселках Матур, Кондома, был миссионером Матурского стана Алтайской духовной миссии. Писатель-просветитель, перевел на шорский язык Библию. Его произведение «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева», вышедшее в Казани в 1885 году, является первым литературным произведением шорского народа. Также его перу принадлежат «Записки о путешествии в Киев, Москву и ее окрестности», он принимал участие в издании «Шорского букваря для инородцев восточной половины Кузнецкого округа» (1885) и «Словаря алтайского и аладагского наречий шорского языка». Видный миссионер, тюрколог Николай Иванович Ильминский привлёк его к переводческой деятельности. Результатом впоследствии стала «Священная история на шорском наречии…».
В 1889 году Ивана Матвеевича Штыгашева назначили диаконом в Кондомский стан Алтайской духовной миссии, через год он стал священником Кондомской Богоявленской церкви. Открыл несколько школ, где обучение велось на шорском языке, изучались русский и церковно-славянский языки. В 1899 году был награждён орденом Святой Анны третьей степени. В 1902 году его наградили скуфьею, в 1904 году получил благословение Святейшего Синода с вручением ставленой грамоты.
Вернувшись в Матур, в 1905 году стал учителем миссионерской школы, где обучал детей грамоте, арифметике, «Закону Божьему» на русском и шорском языках. И школа эта построена непосредственно по велению сердца и под руководством Иоанна Матвеевича. Сам же он занимался строительством новой церкви, которая была освящена 24 июня 1913 года.
Для сегодняшнего поколения он является образцом служения родной земле.
Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению, сейчас идет активное изучение творческого, научного, литературного и духовного наследия Ивана Матвеевича Штыгашева.
В начале XX в., в 1911 г. Таштыпская волость выделена из Бейской в самостоятельную волость.
Таштыпский район: первые шаги
Первый орган новой советской власти – Народный станичный Совет – на территории Таштыпского района возник в конце 1917 года, во главе с К.Н. Потаниным. В июле 1918 года Совет был разогнан колчаковцами. Массово Советы возникли в конце 1919 – начале 1920 гг. В 1922 году были избраны волисполкомы – сначала Абакано-Заводской, а затем Таштыпский и Сейский.
В 1923 г. решением ВЦИК СССР Таштыпская волость была присоединена к Бейской. Административная история района началась с первого уездного совещания председателей и секретарей хакасских волисполкомов 15 марта 1924 года. На базе двух волостей Енисейской губернии Минусинского уезда – Таштыпской и Сейской – был создан Таштыпский район с центром в с. Таштып. Первый районный съезд Советов состоялся 2 апреля 1924 года. Первыми членами исполкома райсовета были: А.С. Андреев – председатель, С.Н. Салов – секретарь РКП (б), А.Т. Ткаченко – зам. председателя исполкома, А.Ф. Майтаков – зав. коммунальным хозяйством и земельным отделом, Д.И. Сидоров – секретарь исполкома.
В состав района вошли 10 сельских Советов: Абазинский, Арбатский, Таштыпский, Сейский, Кызылсукский, Матурский, Чиланский, Артасский, Имекский, Сирский. Позднее добавились: Балыксинский, Кизасский, В-Имекский, Карагайский. На тот момент в районе, по разным данным, проживало 15759 человек, в том числе 13062 – сельское население, из которого 81% занимался хлебопашеством и скотоводством, 16 – охотным и рыбным промыслами, 3 – пчеловодством. Сельчане проживали в усадьбах общим числом 290, имели: 5276 лошадей, 5459 коров, 4249 овец, засевали 4498 десятин земли.
Восемьдесят процентов населения было неграмотным, 20 процентов жителей считались имеющими низшее и домашнее образование. И первоочередной задачей власти стала – борьба с неграмотностью населения. В те годы обучением детей школьного возраста было охвачено всего 32 процента от общего числа. Они обучались в 6 начальных школах и двух школах 1 и 2 ступени. В течение двух лет в районе было создано еще 9 учебных пунктов.
В 1923 году в с. Таштып создается артель «Муравей», в составе которой было всего 10 трудоспособных людей. Создаются совершенно новые формы кооперации – товарищества по обработке земли (ТОЗы), в Таштыпе в 1926 году было создано два ТОЗа: «Прогресс», состоящее из 14 человек и «Шаг бедноты», объединившее 12 человек. В феврале 1926 года организуется из 30 человек маслодельная артель «Искра». В Сирах из 64 хакасов-бедняков организуется свое товарищество. В 1927 году в деревне Нижний Имек организовывается колхоз «Бойкот кулаку». В 1931 г. на базе этого колхоза был создан совхоз «Скотовод». Через некоторое время «Скотовод» становится «Таштыпским мясосовхозом». На территории Арбатского сельсовета – колхозы «Память Щетинкина» и «Путь к социализму». В деревнях с национальным населением также шел процесс коллективизации. В Анжуле в 1930 году – колхоз «Наа чол» («Новый путь»). Карагайский колхоз объединился из 12 дворов-хозяйств, в которых проживали трудоспособных – 24 человека, 9 подростков и 26 детей. В предвоенные годы в районе уже насчитывалось: совхоз, 32 колхоза, 2 комунны, 14 сельхозартелей, 2 промколхоза, 7 промартелей. Среди них: кожевенные, пимокатные, швейные, шорные, золотодобывающие, 10 охотколхозов, два рудоуправления, Таштыпский леспромхоз. Работали кирпичный завод, МТС, снабжающая техникой 24 колхоза. В райцентре открыта школа медсестер, военный комиссариат, районная милиция. Перед самой войной население района составляло 33599 чел., в том числе: русских – 19000 чел., хакасов – 9500 чел., литовцев – 1200 чел., чувашей – 120 чел., украинцев – 250 чел., белорусов – 30 чел. и др.
История нашего района имеет очень глубокие корни, были и хорошие, и трудные времена, которые люди смогли пережить и построить историю Таштыпского района. Впереди у него будет еще много достижений.
По статьям М.П. Захарова (г. Абаза) и Е.А. Ивановой (с. Матур)
Рисунок: Так начинался Таштып: казачий пост у границы
Продолжение следует…
Оставить сообщение: