Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 28.12 | 99.23 | 0.38 |
▲ | EUR | 28.12 | 103.3 | 0.64 |
12 марта в Таштыпском районном Доме культуры им. А.И. Кыжинаева собрались представители семи территориально-соседских общин шорцев: «Тамыр» и «Анчул» из села Анчул, «Мустаг», «Талай суг» и «Чылтыс» из Матура, «Элим» и «Тузуксу» из Аскизского района. Из этой семерки предстояло строгому жюри под председательством ведущего эксперта министерства национальной и территориальной политики республики Людмилы Михайловны Патачаковой выбрать того, кто представит Хакасию на Межрегиональном смотре-конкурсе деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В девятый раз проходил в Хакасии республиканский смотр-конкурс территориально-соседских общин коренного малочисленного народа (шорцев). Учредители конкурса – Министерство культуры Республики Хакасия и Министерство национальной и территориальной политики Республики Хакасия, организаторы – ГАУК РХ «Национальный центр народного творчества имени С.П. Кадышева» и МБУК «Таштыпский РДК им. А.И. Кыжинаева».
– Шорские общины! Именно вы выходите на конкурсные площадки, чтобы донести до каждого культуру своего народа, песни, танцы, традиции. Дважды в год представители общин малочисленного и коренного народа шорцы собираются вместе, чтобы показать, что они достигли за полгода, – такими словами приветствовала гостей и земляков первый заместитель главы Таштыпского района Елена Александровна Цыганкова.
Впрочем, до начала основного, скажем так, сценического этапа конкурса – выставки в фойе Дома культуры. Семь общин – семь столов со всем, чем могут удивить. Чем удивляют? Украшения, резьба по дереву, вышивка, вязаные игрушки и изделия… Замираю, казалось бы, у самой скромной экспозиции. «Тамыр», Анчул. Нет тут ярких красок, большого разнообразия. Но тут такое всё настоящее, аутентичное. Знаю, вот – тербен, а это вот модель саней? Нарт? А вот это? Написано «соох», похоже на ступу. А вот лук! Нет, не огородный, а охотничий. Хочется все это тут же потрогать, разглядеть.
«Талай суг». Их выставка – это обилие берестяных изделий – от туесов до кепок. Украшения из бисера, деревянные конфетницы и тут же сами конфеты из талкана и еще какие-то лакомства национальной кухни.
«Мустаг» останавливает взгляд куклами, крохотными, но в шорских костюмах, сшитых по всем правилам, деревянными сувенирами.
«Чалтыс» – покоряют разнообразием вязаных игрушек, платков, салфеток. Понимаю, что все это не совсем то, что должно быть на этнической выставке, они же… интернациональные. Но такие милые.
– Мы в прошлый раз привозили изделия из соленого теста, такая красота! Но сказали, что нельзя повторяться. Решили представить игрушки, – делятся хозяева.
К аскизцам – «Элим» и «Тузуксу» – шла с ревностью. И неспроста, чего там только нет. Вышивки – наплечники, украшения, нарукавье. Резьба по дереву. Косметика на основе трав, травяные сборы. Все то, что может производить именно национальная община, чтобы представить мир своего малого народа в огромном его разнообразии. Но особенно порадовали книги на шорском языке. И мягкая игрушка, говорящая на шорском языке. Удивляют и костюмы хозяев, особенно женский. О, эти высокие меховые шапки, подчеркивающие хрупкое очарование девичьей таежной, смугло-таинственной красоты! Хочется спросить, как сие чудо создавали, но уже всех зовут в зал, на ту самую «сценическую» часть конкурса.
Первым конкурсную программу открывает делегация общины шорцев «Элим» из поселка Бискамжа. Ролик о деятельности общины скорее похож на документальный фильм, где с чувством, с толком с расстановкой ведется рассказ о том, как много может сделать для села и сохранения культуры община одного поселка. А далее такая театрализовано-хореографическая легенда о семи девах, что… Да простят меня наши, но я уже в лидере не сомневалась. Но, как оказалось, это еще не все. Песни на родном языке, танцы. «Элин» не могла не покорить.
Надо сказать, что вообще этот конкурс отличал достаточно высокий уровень многих концертных номеров. И не только общины «Элин». Порадовали танцевальные коллективы Матура и Анчула, и что особенно хорошо – в составе совсем юные артисты. Любое дело мертво, если за старшими не идут их дети.
«Мустаг» о себе рассказали в стихах и коротком ролике. В нашем районе – это одна из старейших общин, возглавляет её Надежда Ефимовна Карамышева. И они уже были участниками Межрегионального фестиваля. «Мустаг» можно смело назвать первопроходцами в деле сбережения культуры. «Мустаг» и «Тамыр» из Анчула были первыми шорскими общинами, открытыми в районе.
Сейчас на этом фестивале уже пять общин из нашего района! Помимо уже успевших заявить о себе «Мустаг», «Тамыр» и «Талай Суг» еще две – «Чалтыс» (Наталья Алексеевна Шулбаева) и «Анчул» (Алексей Николаевич Сыргашев). И новички соревнуются если не на равных, то весьма уверенно.
И им уже есть, что предъявить миру. Так, «Анчул», созданный в 2019 году, уже успел принять участие в открытии этнокультурного центра в Тлачике, в акции «Сундучок добра», благодаря которой продукцию общины получили 100 многодетных мамочек. И даже в конкурсе шорских охотников, причем не просто так, а с целью перенять опыт и провести такие соревнования уже у себя в селе. Да, родовые ли, территориально соседские общины живут, развиваются.
– Мы должны делать все, чтобы традиции, заложенные предками, продолжали жить, – завершают свое выступление анчулцы. И им веришь.
«Чалтыс» немногословен. Но вот творчески! Обращает на себя внимание голос Натальи Тахтобиной – необычный, похожий на перезвон серебряных колокольцев, сильных и мягких одновременно. Голос, который должен звучать и звучать! А еще защищать свою общину с танцем «Пайрам» вышли не самые юные участницы. Женщины наверняка семейные, у кого забот полон рот, но вот вышли же, поют, танцуют. Значит это им очень важно. Поневоле думаешь, что культура народа начинается не где-то на большой сцене городов, а в селах и деревнях. Где понятие «национальное самосознание» не пафосно высокое, а очень простое и естественное: «Я – шорец, потому что чувствую себя им. А если чувствую – значит, живу этим».
Знаете, пока менялись номера наших общин, так хотелось всмотреться в лица жюри. Каково это выбирать лучших? У каждой общины своя изюминка. После выступления «Талай Суг» (Матур, руководитель Светлана Николаевна Чебодаева) и Тамыр (Борис Григорьевич Шулбаев) прикинула, что в число победителей кто-то из них обязательно войдет. Обе общины представили весьма интересные выставки и художественные номера. Тут и танцы, и песни, и стихи. Как можно из них выбрать лучшую. И для меня загадка, как жюри делало столь сложный выбор, но…
Итог двухчасового марафона песен, танцев и национальной культуры таков: 1 место – «Элим», Бискамжа Аскизского района; 2 место – «Тамыр», с. Анчул; 3 место – «Тузуксу», д. Тузуксу Аскизского района.
На этом можно было бы и завершить, но вот о чем думается: беречь и сохранять культуру малого народа – это как беречь огонь в огромной, продуваемой всеми ветрами степи. И чем больше ладоней прикроют трепетное пламя, тем больше шансов у огня традиций и культуры окрепнуть и согреть всех ровным и ясным светом.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: