Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
Жили они в селе, держали хозяйство и семье нужны были крепкие мужские руки. Отец, Гаврил Степанович, работал председателем колхоза. Мама – зеленоглазая красавица шорка – Дуня, вела хозяйство и смотрела за детьми. Дочь купца из Горной Шории, она бежала сюда от злой воли отца.
Отец хотел выдать ее замуж за нелюбимого человека с большим родимым пятном на лице. К отцу приезжали через тайгу охотники, так и познакомились и полюбили друг друга Гаврил с Дуней.
Валя росла больным, слабым ребенком. Детей тогда рожали, сколько бог послал, и после нее родились еще братья-близнецы и сестренка. Она долго не могла ходить и ползала, волоча ноги. Когда к супругам приезжали гости и командировочные из района, они старались не показывать ее никому, стеснялись ее вида. Дуня водила ее ко всем приезжим врачам, но те не могли сказать ничего определенного. Услышав как в селе говорят, что приехал доктор, народ спешил на прием. Валюша запомнила это слово и спрашивала: «Где доктор, когда он приедет?» Дети смеялись над ней и называли «доктором». Бабушка пожалела внучку и стала лечить ее народными методами – делала массаж, натирала ноги, поила разными отварами. И, о чудо, – девочка пошла!
Несмотря на болезненность, девочка была смышлёной, запоминала все, что рассказывала бабушка и «схватывала на лету» новую информацию.
Единственным местом в селе, которое притягивало детей, была школа. Старшие дети ходили туда и вечером рассказывали свои впечатления, учили уроки. Вале было интересно, но по возрасту она не подходила. Они с подругой Тосей приходили в школу и стояли у дверей, слушая урок. Когда ученики не могли ответить, девочки подсказывали. Подбоченившись, Валя изображала букву «Ф», подсказывая кому-то.
Учитель, Таскараков Иван Иванович, заметил девчонок и взял в класс. Валя училась с удовольствием, получала пятерки. И тут началась война.
Жизнь изменилась, всем нашлась работа, чтобы обеспечивать победу. Отца долго не брали на фронт, нужно было руководить колхозом. Стали приходить похоронки. Женщины, в одночасье ставшие вдовами, приходили под окна сельсовета и кричали, что он не на фронте, а их мужья погибли. Гаврил не выдержал и ушел добровольцем на фронт.
Гаврил Степанович погиб, освобождая блокадный Ленинград. Валентина, его дочь, когда-то разочаровавшая его, одна из всех детей нашла его могилку и приехала поклониться его праху.
Валя закончила 7 классов, надо было учиться дальше. Она твердо решила встать на ноги и помогать семье. Имя «Валентина» переводится с латыни как «сильная». И это о ней. Она помогала матери вести хозяйство, работала с сестрой на сплаве.
Родственник Петр Тодышев (позже стал известным журналистом газеты «Ленин Чолы») сказал Вале, что в Абакане есть национальная школа и там учатся дети со всей Хакасии. К сентябрю они поехали вместе в Абакан, но оказалось, что прием в национальную школу уже закончен. Идти было некуда, денег на обратную дорогу не было, и все же директор школы, посмотрев аттестат, пожалел сироту и взял ее учиться.
Учеба давалась ей легко, она участвовала в общественной жизни школы, хорошо пела. Особо ей нравились биология и география. И они с подругой Аней решили поступать в академию им. К.А. Тимирязева, в Москву. Девушки успешно сдали экзамены и были зачислены в академию.
Курс был очень дружный, учились представители всех союзных республик. На практику девушки ездили в Краснодарский край, в Туапсе, в Подмосковье. В свободное время изучали Москву, ее архитектуру и историю, посещали музеи, театры, пели в Тимирязевском академическом хоре.
Выпуск оказался на редкость дружным: до сих пор они встречаются, через каждые 5 лет. Валентина ездит на эти встречи.
Следуя пословице «где родился, там и пригодился», Валя, после окончания ВУЗа, решила вернуться в родную Хакасию. Ее приглашали заняться научной деятельностью – выведением зерновых культур, адаптированных к сибирским условиям. Но она вернулась в родной Таштыпский район, стала работать агрономом-семеноводом в сельскохозяйственном управлении.
И тут встретила свою любовь – Владимира. Симпатичный кудрявый Володя вскоре стал ее мужем. К тому времени он закончил политтехникум в г. Абакане. Валентина решила поднять его до своего уровня, и он поступил в сельскохозяйственный институт г. Красноярска.
Когда в Таштыпе открылось СПТУ, Валентину пригласили работать туда. Она и ее супруг стояли у истоков этого учебного заведения. Валентина вела агрономию, Владимир – электрооборудование и черчение.
Много было интересного в ее судьбе. Моей целью не является описать подробно, где и как она трудилась, какие посты занимала. Партия и правительство доверяли ей разные должности и, везде она работала по совести.
Пишу я это потому, что все о ней знают и она нам бесконечно дорога. Всегда отличалась отзывчивостью, трудолюбием, постоянно поддерживала родных и близких. Всегда у нас кто-то жил, всегда приезжали родственники из деревень и всем находились место и добрые слова.
Всю свою активную жизнь, она держала хозяйство. Как профессиональный агроном, высаживала много овощей, собирала хороший урожай. Во дворе и дома всегда цвело море цветов, глаз радовался разноцветью!
Валентина разносторонне образована, много читает и сейчас. Она очень любила свою старенькую маму, часто пересказывала ей в адаптированном переводе повести средневековья, сюжеты из Шекспира и т.д. и я мечтала когда-нибудь прочитать все эти рассказы в оригинале.
Мысль материальна – и вот я, ее дочь, закончила факультет иностранных языков и прочла все, что хотела.
Я рада, что родилась в этой семье, что в детстве меня окружала атмосфера добра. Мама всегда много времени и усилий уделяла нашему образованию. Мы много читали, много ездили по стране. Мама возила нас в Москву, мы путешествовали по Грузии, по Черноморскому побережью Кавказа, по республикам Средней Азии.
Мама воспитывала в нас интернационализм, она поддерживает дружеские, братские отношения с представителями разных народов. Зять – грузин, зять – бурят, зять – армянин, племянники – шорцы, друзья – русские, немцы и т.д., и со всеми она находит общий язык, со всеми добра и отзывчива.
Валентина обладает даром убеждения – умеет уговорить кого угодно, найдет для каждого весомый аргумент.
Младшая дочь Галина и ее супруг строили научную карьеру в Москве, преподавали в университете и, главной проблемой для них было – «устроить ребенка в детский сад». Это было фактически невозможно, не было мест. Бабушка Валя волшебным образом уговорила заведующую детским садом, нашему удивлению не было предела! Вот что значит сила слова!
Пример преподавательской деятельности мамы вдохновили меня и моих сестер стать учителями. Дочь Галина – кандидат социологических наук, преподает в университете, племянница Татьяна Петровна Чанкова – почетный работник образования Республики Хакасия, племянница Зоя Семеновна Чебодаева – отличный литератор, племянница Зинаида Семеновна Патачакова преподает хакасский язык и литературу.
Вспоминается такой случай. Я маленькая, лет 5, сижу на занятиях у мамы, идет урок по агрономии. Прошло уже 3 занятия с подобным материалом и я его запомнила. И вот во время 4-го, я, видимо уставшая, встаю и громко говорю: «Сейчас мама расскажет про калийные удобрения, потом про фосфатные и мы пойдем домой». Класс хохотал. Спустя годы такая же история уже со мной, «дежа вю». Я преподавала в школе в Абхазии. Детский сад не работал по каким-то причинам. Со мной сидит моя дочь Инга, лет 5. Я рассказываю про образование будущего времени «Futur simple». Она запомнила и, вскочив в середине урока, сказала: «Сейчас моя мама расскажет про «Futur simple» и мы пойдем домой…».
Но Futur оказалось не таким «simple» – простым. Началась война, сепаратисты отделились от Грузии. И вот в феврале, мы, жители субтропиков, в плащах и туфлях, едем в Сибирь, к маме. В Новосибирске, куда приходит поезд Адлер-Новосибирск, температура -32°С. Заснеженный город, иней на проводах, и на перроне – моя мама! Она приехала и привезла нам одежду. Мы безмерно благодарны ей за это! Она отогрела, приняла нас, и теперь мы живем все вместе.
Идут годы, время неумолимо.
Мама постарела, но бодра душой. И вот уже я замечаю за собой на генетическом уровне, видимо, любовь к земле, к общению с родными. Я пою те же песни и так же, как мама, сажаю много цветов. У нашей мамы юбилей. Будь здорова, не болей, мы тебя любим!
Н. Метревели,
с. Таштып
Оставить сообщение: