Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 08.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 08.01 | 106.1 | 0 |
Разумеется, судопроизводство в различных формах на нынешней территории Хакасии в целом и Таштыпского района в частности велось задолго до этого времени. Таштып и некоторые другие населенные пункты, расположенные на территории современного Таштыпского района, были основаны еще в XVIII веке, и в большинстве своем представляли собой казачьи караульные посты, служившие опорными пунктами защиты от набегов джунгар. Казаки соседствовали с коренным населением – хакасами, ведшими полукочевой образ жизни.
Доподлинных сведений об организации судопроизводства этого периода на территории современного Таштыпского района сейчас найти практически невозможно, однако, мы можем предположить, что судопроизводство среди казаков и среди хакасов было различным. Для кочевого хакасского населения на основании «Устава об управлении инородцев» 1822 года были созданы специальные Степные Думы, выполнявшие функции местной власти.
В форпостах, вероятно, действовали те же порядки, что и в остальных казачьих поселениях. Обычно споры и иски между казаками, не превышавшие 15 руб. серебром, предъявлялись прямо командиру полка и решались им окончательно. Уголовные же дела казаков производились в военно-судных комиссиях, учрежденных при Сибирских линейных батальонах, решения которых утверждались в войске наказным атаманом. Маловероятно, что Таштыпский форпост стал исключением из этой системы.
Во второй половине XIX века в Таштыпские земли прибыло немало крестьян-переселенцев из центральной России. Тенденция эта, возникшая после отмены крепостного права, все более набирала темпы с годами, и к концу XIX века процесс переселения приобрел устойчивый возрастающий характер, а в годы проведения Столыпинской реформы и вовсе стал массовым по всей Сибири.
Таштып из форпоста превратился в станицу, а с ростом числа населения часть нынешнего Таштыпского района была выделена в отдельную Таштыпскую волость Минусинского уезда Енисейской губернии. Естественно, теперь, когда Таштып уже не был форпостом, в котором все могло подчиняться строгим военным законам, возникла необходимость изменить и судебную систему.
Для кочевого населения по-прежнему действовали Степные Думы. Что же касается казаков и переселенцев из центральной части России, то, вероятно, они пользовались теми способами судопроизводства, которые были привычны для них: в этот период времени по всей Российской империи действовали волостные суды, состоявшие из выборных непрофессиональных судей. Юрисдикция таких судов была весьма ограниченной, распространялась только на крестьян данной волости и касалась, в основном, имущественных споров на небольшие суммы, а также административных и мелких уголовных правонарушений.
Серьезные преобразования в судебной системе всей страны, и Таштыпа в частности, произошли в 1920-е годы. Новая страна, родившаяся после революции и гражданской войны, требовала изменений. Перекроено было административно-территориальное деление, и вот в 1925 году на месте двух волостей – Таштыпской и Сейской – возник Таштыпский район.
Открывшийся изначально в с. Таштып судебный участок обслуживал и Таштыпский, и Аскизский районы, но уже через несколько лет для Аскизского района был сформирован отдельный судебный участок.
Также во второй половине прошлого века дважды открывалась Абазинская постоянная сессия Таштыпского районного суда. В первый раз она действовала с 1960 по 1963 год, а затем снова открылась в 1987 году и просуществовала вплоть до образования Абазинского районного суда.
Но все же, основная деятельность Таштыпского районного суда проходила в селе Таштып, в добротном деревянном здании с высоким крыльцом, расположенном на улице Советской. Давно уже нет этого здания, но многие из тех, кто работал в то время в суде, хорошо помнят его – здание было одноэтажным, с печным отоплением, в нем располагались два кабинета судей, один зал судебных заседаний, кабинеты канцелярии, секретарей судебного заседания, судебных исполнителей. Со временем была сделана пристройка к зданию, в которой разместился архив.
В первые годы работы новообразованного судебного участка, с 1926 по 1930 годы, в Таштыпском суде трудился народный судья Николай Иванович Кучин. Его коллегой, а затем преемником стал Николай Иванович Младших, работавший в Таштыпском суде в 1929-1932 гг.
В 1933-1935 годах народным судьей Таштыпского района была Валентина Федоровна Богодельщикова, женщина, известная в Хакасской Автономной области, – до прихода в Таштыпский суд Валентина Федоровна почти два года занимала пост председателя Хакасского Областного суда, и более того, была первой женщиной на этой высокой должности.
В 1935 году Валентина Федоровна оставила работу судьи и вернулась на партийную работу. Не удивительно – 1930–1940-е годы были тяжелыми для всей страны, и судебные органы не стали исключением.
Осложнялась ситуация не только отсутствием юридических знаний, образования и опыта у работников судов, но и проходившими по всей стране репрессиями и вмешательством советских и партийных органов в деятельность судов. Кроме того, регламентировалась и нагрузка – так, один судья сельского суда, к коим относился и Таштыпский районный суд, должен был рассмотреть 60 судебных дел в месяц.
С началом войны ситуация стала еще более сложной. Ужесточились условия работы, не хватало кадров, ведь большинство взрослого населения было призвано в ряды Красной Армии. В суды хлынул поток дел, связанных с нарушениями трудовой дисциплины. Рассматривать такие дела нужно было в кратчайшие сроки. К сожалению, нет данных о работавших в тот период судьях, однако сохранились документы 1942 года о назначении двоих заместителей народного судьи Таштыпского района – К.Ф. Сибиргешевой и Г.Г. Ефимовой, которые должны были рассматривать дела о прогулах на приисках, находящихся в 100-120 км от с. Таштып.
Сама Клавдия Федоровна Сибиргешева (с 1946 г. Горбунова) писала: «Работала в суде на общественных началах, при необходимости секретарила в судебных заседаниях с судьями: Казачинский, [он] был из эвакуированных (Одесса), Коголь, Соловьев, Черепанов, Трефилов…». Так, всем миром, с помощью оставшихся в тылу граждан, пусть не имевших образования и опыта, но старавшихся помочь сохранить порядок в районе, Таштыпский суд работал в тяжелые военные годы.
Постепенно жизнь налаживалась, страна оправлялась после тяжелой войны. Вернулись фронтовики, влились в поток позабытой уже мирной жизни. На протяжении многих лет Таштыпский суд мог похвастаться судьями – героями войны.
Так, в 1950-1960-е годы судьей Таштыпского районного суда работал Арсений Павлович Арыштаев, участвовавший в наступательных боях в составе первого батальона 669-го стрелкового полка 212-й Кричевской дивизии. Был награжден медалью «За боевые заслуги», орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и рядом других юбилейных медалей. Арсений Павлович за время войны побывал во многих боях, не раз проявлял героизм, получил немало ранений, но все-таки вернулся домой и многие годы посвятил работе на благо общества, в том числе, на посту судьи Таштыпского районного суда.
В середине 1960-х после окончания юридического факультета председателем Таштыпского районного суда стал Гурий Андриянович Иванов, многое повидавший фронтовик, летчик 17-го Рославльского полка 16-й гвардейской Краснознаменной Сталинградской авиадивизии. Гурию Андрияновичу довелось совершать вылеты во многие города: Хельсинки, Будапешт, Кенигсберг, а также участвовать в тяжелейших боях во время взятия Берлина.
После окончания Великой Отечественной войны Гурий Андриянович почти 8 лет прослужил в Северной Корее. Затем вернулся в Абакан, где несколько лет проработал в отделе социального обеспечения и других организациях прежде, чем приехать в Таштып.
В этот же период (1950-1970-е годы) в Таштыпском районном суде работали также судьи: Кулагашев, Макаров, А. Пашкова, В.Т. Сизоненко, В.М. Сергеенков, В.Г. Неупокоев, Т.Н. Кузнецова, а в 1980-е – З.И. Парфило, А.И. Кудрявцева, Е.Г. Майстеренко, Н.А. Янин.
В конце 1980-х годов председателем Таштыпского районного суда стала Мария Николаевна Стрыгина, прослужившая в Таштыпском суде более 40 лет, 19 из них – в должности председателя. За годы работы Мария Николаевна получила первый квалификационный класс и почетные звания «Заслуженный юрист Республики Хакасия» и «Почетный работник судебной системы».
В 1991 году Таштыпский районный суд переехал в новое двухэтажное кирпичное здание по улице Ленина, в котором и находится по сей день.
В 1990-2000-е годы в Таштыпском районном суде помимо М.Н. Стрыгиной работали судьи: И.В. Арыштаева, А.В. Дубровин, С.А. Кузнецова, О.В. Гейнце, О.В. Михалева, Е.Е. Филипченко.
Также в конце 1990-х годов был создан судебный участок мирового судьи Таштыпского района. Изначально, мировой судья работал в здании, где располагался районный суд, а затем, в 2007 году, судебный участок мирового судьи был перенесен в отдельное здание.
15 сентября 2006 года М.Н. Стрыгина вышла в отставку, и в 2007 году на смену ей пришел новый председатель, возглавляющий Таштыпский районный суд по настоящее время – Иван Федотович Шелакин.
Сейчас в Таштыпском районном суде работают трое судей: И.Ф. Шелакин (председатель), Е.Е. Филипченко, С.А. Кузнецова. Всего в аппарат суда в настоящее время входит 13 человек.
Материал подготовлен коллективом Таштыпского районного суда
Оставить сообщение: