Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 08.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 08.01 | 106.1 | 0 |
О первом номере 1938 года
Первый номер – 13 января 1938 года. Один лист, две полосы – страницы, целиком и полностью заняты Постановлением Пленума Красноярского Краевого Комитета ВКП (б) от 24 декабря 1937 «О подготовке к весеннему севу 1938 года. Детальный документ, четко расписывающий, что же необходимо сделать всем – от руководителей райкомов и райисполкомов до колхозников, чтоб сев прошёл удачно. Мирные заботы за три года до войны…На второй полосе список депутатов, избранных в Совет Национальностей Верховного Совета РСФСР. Если вспомнить историю, согласно статье 35 Конституции СССР 1936 года, Совет Национальностей избирался по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой АССР, 5 депутатов от каждой автономной области. Тем более удивительно, что в числе депутатов – житель Таштыпского района Кирилл Николаевич Чеглыгбашев. Это избрание по современным меркам вполне можно сравнить с избранием в Совет Федерации России.
В 1941 году Кирилл Николаевич уйдет на фронт. Из документов найденых на сайте «Подвиг народа», можно предположить его судьбу, в 1942 он будет назначен политруком 1248 стрелкового полка 376 стрелковой дивизии. 16 января 1942 года ликвидировал блиндаж противника. Как указано в наградном листе – подполз к блиндажу с пулеметной точкой, мешавшей продвижению войск и забросал гранатами. Во время боя был тяжело ранен в живот. Отправлен в тыл на излечение. Такие вот, дорогие читатели, были у нас земляки. Войну окончит в чине капитана. Впрочем, в 1938 году об этом, конечно же, не знали, просто выдвинули достойного и выбрали достойного.
Критики газета не боялась
Удивляет обилие критики. Газета остра, как бритва. И полностью соответствует постулату Маяковского «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо».
Вот пример «Барашков, Суровцев и Зубрицкий продолжают саботировать обмолот зерна» – кричит заголовок.
«В колхозах «Карла Маркса», «Красный партизан» и «Верный путь» председатели колхозов Барашков, Суровцев и Зубрицкий саботируют обмолот зерна. Не смотря на то, что эти колхозы не раз предупреждались районными организациями…в колхозе «Карла Маркса» на 11 января обмолочено всего 58 проц и засыпано 16 проц семян, Красный Партизан обмолочено хлеба 57 проц и засыпано 41 проц. Семян, «Верный путь» – 44 проц и 41 проц. семян засыпано. Все это можно объяснить исключительно саботажем. Райисполкому и райЗО нужно проверить причины затяжки обмолота и виновных привлечь к ответственности».
Учитывая, что на дворе 1938 год обвинение в намеренном саботаже обмолота может грозить председателям уголовным делом по статье 58 часть 7 и мера наказания от 3 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и вплоть до высшей меры наказания… Однако.
В одном номере за 14 января 1938 года – четыре коротких, критических заметки. Затягивают ремонт тракторов в Таштыпской МТС, В Балыксинском прииске канава выкопана не по всем требованиям – намеренное вредительство советской золотодобыче – возмущается безымянный автор. А вот некто Гудков сообщает о том, что в Таштыпском молсовхозе на ферме №4 (Большой Бор) до сих пор работает заведующей кооперативом Захарова, которая сделала растрату государственных денег 1800 рублей. Но руководители молмяссовхоза скрыли этот факт и «продолжают давать Захаровой возможность и дальше расхищать государственные деньги».
Под огонь критики попасть могли не только за саботаж, но и за бытовое пьянство.
21 января все того же года. Заметка «Систематически пьянствует» сообщает:
«Председатель колхоза «Путь к социализму» Михайлов вместо большевистской подготовки к весеннему севу систематически пьянствует. 14 января он пьяный пришел на заседание правления колхоза, где стоял вопрос о проведении сева, Михайлов это заседание провести не смог, и тут же на этом заседании заснул… Колхоз находится под боком у РайЗО, но никаких мер не принимается. Михайлов продолжает саботировать весенний сев».
Подпись под заметкой – Колхозник.
Надо сказать, что уточнением причин саботажа, не подготовкой техники и тд журналисты не занимались. Они излагали факт. Точнее даже не столько они, сколько сами очевидцы происходящего. Причем очевидцы зачастую оставались анонимными: Колхозник, Сейский, К.И., Наблюдатель…таковы подписи под критическими статьями. Насколько достоверна информация? Не хочется кидать камень в огород давно ушедших коллег… Но можно представить как боялись попасть на страницы районной газеты, и позавидовать оперативности материалов. Тов. Михайлов заснул на заседании 14 января, а уже через неделю – он красуется на первой полосе…
Кстати, критиковала газета не только колхозников. Вот в номере за 13 мая заметка с красноречивым названием «Таштыпский райисполком не торопится с составлением списков участковых избирательных комиссий. Цитирую: «До выборов осталось 43 дня, а Таштыпский райисполком еще не имеет данных о составе участковых избирательных комиссий. Участковые избирательные комиссии не составлены на Балыксинских золотых приисках и это ничуть не беспокоит райисполком».
Интересно, как отреагировал райисполком?
Газета фактически рупор неравнодушных, основная масса материалов с мест – это письма в редакцию.
Объяснение этому есть. Согласно книге приказов в редакции всего трое творческих работников. Редактор, ответственный секретарь, литработник. Как они все успевали? Бог весть.
Но газета выходит 10 раз в месяц. Её тираж 1080 экземпляров.
Защитница народная
О том, что газете не просто доверяли – ей верили свидетельствует тот факт, что на страницах газеты масса жалоб на несправедливость, халатность, равнодушие начальников.
Удивительно, но такое явление, как задержка заработной платы имело место быть и в 1938 году. «Два года не могу получить зарплату» – еще один красноречивый заголовок «Работала в 1936-37 годах в Таштыпском молмясосовхозе и до сих пор не могу получить причитающуюся мне зарплату – пишет в мае 1938 года И.В. Тоданова – Прошу прокуратуру разобраться и помочь». Подобные письма не редкость. На задержку заработной платы жалуются даже в Балыксинском приисковом управлении… Даже на золоте сидя и золото добывая.
А вот жалоба на ЗАГС, который тянет с выдачей пособия многосемейной гражданке Гурьевой.
Просьба восстановить на работе несправедливо уволенного работника артели лесозаготовителей. Жалоба гражданки Тюлюлюбаевой о том, что она не получает выписанных журналов «Работница» и «Пионер».
Достигали ли такие письма результата? Безусловно. Иначе бы их просто не было на страницах газеты.
Агитационное зеркало истории
И еще одна немаловажная функция газеты – она зеркало истории. Основные события, происходящие в стране, тут же находят отклик на страницах газеты. Широко освещается Первая сессия Верховного Совета СССР, публикуются речь Молотова, фотографии членов президиума ВС СССР.
Несколько номеров публикуют сообщения с процесса над правотроцкистским блоком, то бишь над Бухариным, Рыковым, Ягодой. Громкий процесс… по сути партия зачищает неугодных. 1938 год – этим все сказано, период репрессий и чисток… И наша районная газета активно присоединяется к кампании, что идет по всем СМИ Советского Союза. И в течение четырех номеров публикует гневные письма, примерно вот такого содержания:
«Мы учителя и техработники села Таштып, заслушав сообщение Военной Коллегии Верховного суда СССР по делу заговора «правотроцкистского блока», требуем этим гнусным негодяям и торгашам родиной применить высшую меру наказания, по поручению собрания Д.А. Богатырь, П.В. Волощук, А.В. Подшивалов».
С такими же требованиями выступают коллектив Абаканского золотопромснаба, педагогические коллективы Н-Имекской, Таштыпской начальной школ, колхозники колхоза им. Молотова…
Неужели верили так истово в виновность? Или подписывали эти письма, потому что нельзя было не подписать?
Откликается газета и на события на озере Хасан, публикуя статью, написанную участником событий Стеженко. И на события в Испании, и на уничтожение евреев в Германии…По сути районная газета исполняет функции центральных газет.
Но если о событиях мировых и всесоюзных можно узнать и из учебников истории. То вот о событиях районных – только в старых подшивках. И если вы думаете, что в далеком 1938 году наших дедов и прадедов интересовали только посевные и результаты соцсоревнований, то глубоко ошибаетесь.
21 сентября 1938 г.
«На собрании колхозников Таштыпского района, проходившем с 6 по 9 сентября в колхозах Кагановича, «III Интернационал», Шаг пятилетки, «Аргыс Ленина», им Буденного, «Кустюг Хоных» и им. Сталина обсуждался вопрос о переводе хакасского латинизированного алфавита на русскую письменность.
С большим интересом колхозники-хакассы заслушали информацию о вопросе перевода латинизированного алфавита на русскую письменность, поднятом на совещании рабсельскоров- хакассов. Колхозники единодушно выразили свое удовлетворение переводом на русскую письменность. Так как латинизированный алфавит не удовлетворяет требований растущей культуры национальной по форме, социалистической по содержанию. Колхозники на этих собраниях заявили, что каждый из нас примет активное участие в обсуждении этого вопроса и будет вести разъяснительную работу среди широких масс трудящихся хакасов по выявлению народных талантов творчества: писателей, драматургов, поэтов, рассказчиков, воспевающих о могуществе нашей прекрасной родины под знаменем Ленинско-Сталинской национальной политики».
Честно говоря с трудом представляю, могло бы в рабочем сельско-хозяйственном коллективе сейчас состоятся собрание с подобной повесткой дня…Вот как-то так не до поисков талантов современным сельхозпроизводителям…
Удивительная все же штука история. Она одновременно – и жесткая, и жестокая, и прекрасная, она полна величия и подлости, она такая, какая есть. И слава всем богам и советской власти, что её, пусть и через призму агитации и пропаганды, отражала районная газета. Впрочем мы еще вернемся к её пожелтевшим страницам.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: