Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 16.01 | 102.81 | 0.63 |
▲ | EUR | 16.01 | 106.1 | 0.15 |
Он был из поколения, которое после назовут последним военным призывом. Призывают Фёдора в декабре 1944 года на Тихоокеанский флот. И войны ему выпадет 10 месяцев – с декабря 1944-го по сентябрь 1945-го.
И вот тут-то самое время вспомнить фразу Алексея Орлова, одного из вождей флота эпохи блистательной Екатерины: «Судьба моряка – это судьба его корабля».
Они даже на службу приходят почти одновременно. Фёдор прибывает в свою часть – 900 батарею – береговой охраны Тихоокеанского флота в Петропавловск-Камчатский в феврале 1945-го, а следом, в марте, в порт прибывает «блестящий иностранец», сошедший со стапелей верфи в далекой Америке в 1943 году. В числе 56 кораблей этого «американца» передадут Советскому Союзу согласно договору ленд-лиза о поставках боевой техники и вооружений. И корабль сменит щегольское имя «Rockford» на незамысловатую аббревиатуру – ЭК-18, то есть эскортный корабль-18.
Есть немало споров о том, сумел бы Советский Союз выиграть войну без помощи союзников… Что тут сказать, делайте выводы сами на основе истории «морского американца», где и довелось служить пареньку из села Большая Сея – Фёдору Павловичу Илюшеву.
Так вот, этот тип кораблей строили в США по заказу Англии. Но англичане, получив фрегаты, остались крайне недовольны.
Фрегаты собирались на верфях из целых секций, что увеличивало скорость постройки, но убивало качество. Сварные корпусы из разнородных секций скрипели и давали трещины при сильном волнении, кроме того, корабли оказались низкоманёвренными. Неудачным было и вооружение – 76-миллиметровые пушки, стоявшие открыто в невысоких кольцевых ограждениях из стального листа, служивших хорошей ловушкой для заливавшейся в них воды, получили у англичан прозвища «ружья для охоты на слонов» и «средневековые мушкетоны». Англичанам передали 21 корабль такого типа. В Советский Союз отправились 26 кораблей. О недовольстве наших моряков интернет не сообщает. Думаю, в условиях войны была и солома едома.
Но сообщается, что, оценив ближнее зенитное вооружение, а также новейшую радиолокационную и санационную оснастку, корабли приспособили для берегового патрулирования.
Сохранились воспоминания Л.В. Миляховского, участника операции по переброске кораблей из США в Петропавловск-Камчатский, будущего известного филолога, профессора Ленинградского университета. Вот, что он писал: «Американские военные корабли прибывали группами каждые две недели, в каждой группе по 2 десятка кораблей. Главным образом это были небольшие противолодочные корабли (охотники) и траулеры с командой в 25-50 человек. Наиболее крупными судами, переданными Советскому флоту, были фрегаты с командой более 200 человек. Как только прибывала группа американских военных кораблей, советская команда поднималась на борт каждого судна, таким образом, в течение всего времени передачи на нем были две команды – американская и советская – на две недели. Каждый специалист должен был с помощью переводчика понять все инструкции и освоить соответствующее оборудование. Беда была в том, что ни один из советских моряков не знал английского (уровень образования большинства из них был 4-5 классов начальной школы) и ни один американский моряк не мог говорить по-русски. Кроме того, на каждом корабле было только по одному переводчику».
Если верить воспоминаниям, то обучение проходили все команды кораблей, переданных по договору ленд-лиза, и вероятнее всего среди обучающихся был и наш Фёдор Илюшев. В его фронтовых документах чётко стоит название корабля – ЭК-18.
И Фёдору, и его кораблю не пришлось участвовать в масштабных боевых действиях – тип корабля не позволял, но оба они несли свою вахту, охраняя берега родной страны в составе учебного отряда. Учебного, потому что с апреля 1945-го началось бесконечное обучение. При этом обязанности по патрулированию берегов с моряков не снимались, а им предстояло еще и освоить приборы радиолокации и санации, которыми ранее наши корабли не оснащались.
Между тем, американские специалисты отмечали сметливость и понятливость русских моряков, у многих из которых не было и 7 классов образования. И еще американцев удивлял возраст наших моряков – дело в том, что экипажи Тихоокеанского флота комплектовали по преимуществу из ребят того самого последнего военного призыва. А, к примеру, нашему Фёдору Павловичу на момент призыва не было и 18 лет!
После отъезда американцев все новое и сложное оборудование осталось полностью на попечении наших моряков. Обучение же во всех экипажах завершили уже к началу боевых действий с Японией. Продлились они менее месяца – с 9 августа по 3 сентября. Однако служил Фёдор вплоть до мая 1950 года. Пять лет – таков был срок службы на флоте.
И вот еще какая странная параллель. Корабль ЭК-18 окончил службу в войсках Советского Союза тоже весной 1950 года. Ленд-лиз, на который так часто любят ссылаться те, кто кричит, что войну выиграли союзники, вовсе не в дар передавал технику, нет, он поставлял её в кредит. И по условиям всю технику, уцелевшую в войне, включая и корабли, необходимо было вернуть, а за ту, что погибла, рассчитаться.
Последний рейд корабля под советским флагом был в г. Мейдзуру к берегам Японии, именно там ЭК-18 вернули Соединённым Штатам. И судьба его была печальной. В октябре 1950-го корабль передадут Республике Корее. В мае 1952 года он получит серьезные повреждения и его вернут США. В Штатах «старика» превратят в корабль-мишень и потопят на учениях.
А что же Фёдор? Он вернётся в Таштыпский район и будет честно и славно работать сначала механизатором в совхозе «Абазинский», потом молотобойцем в Таштыпском ДРСУ. Оставит о себе добрую память. Я не скажу, вспоминал ли Фёдор Павлович свой боевой корабль. Скорее всего, да. Говорят, что души моряков навеки остаются связанными с душами кораблей…
Илюшев Фёдор Павлович награжден медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны 2 степени.
Наталья Ковалева
По материалам, переданным Г.Р. Канзычаковой
Оставить сообщение: