Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 10.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 10.01 | 106.1 | 0 |
– Максим Александрович, давайте проанализируем, изменилась ли работа комитета, когда он стал «самостоятельным», нежели когда находился при прокуратуре?
– Мы отделились, но сохранили преемственность, учли весь накопленный опыт. Уголовные дела, которые ранее расследовались в прокуратуре, теперь расследуются в следственном комитете. Дополнительно добавилась подследственность уголовных дел, а значит и возросла нагрузка на следователей.
– А какая подследственность добавилась?
– Например, все, что касается несовершеннолетних. Тяжкие преступления, содеяные ими, а также все, что совершено в отношении лиц, не достигших 18 лет.
Следственный комитет всегда занимался экономическими преступлениями, теперь же еще и налоговыми. Это одна из наиболее сложных категорий уголовных дел. Их очень сложно доказать.
– Вам продолжают передавать подследственность уголовных дел?
– Законодательство изменяется, поэтому периодически модификация происходит и в нашей работе. Из последнего: незаконная организация и проведение азартных игр.
Несколько лет назад следственным комитетом удалось пресечь незаконную организацию азартных игр. Игорный бизнес располагался по трассе, за городом Абазой (напротив бывшего поста ГАИ), и в самом городе Абазе.
С виду неприметное здание, но, усталые путники периодически заглядывали «на огонек», в надежде раскрутить Фортуну в игровых автоматах. Но благодаря слаженной работе сотрудников подразделения по борьбе с экономическими преступления МВД РХ и сотрудников следственного комитета, деятельность игрового зала была закрыта.
Таких дел с «изюминкой» в нашем районе немного. Самые характерные для нашей местности – это убийства бытового характера, большинство из них, как правило, совершены в состоянии алкогольного опьянения.
– А какие направления сейчас актуальны?
– Это борьба с коррупцией, а также преступления, связанные с некачественным оказанием медицинских услуг, так называемые ятрогенные дела. Сегодня в производстве четыре таких дела и это достаточно много. По трем из них фигурирует смертность малолетних детей. Расследование пока не завершено. Они находятся на сложных экспертизах, где дадут оценку правильного постановления диагноза, а также предпринятым мерам оказания медицинской помощи.
В том числе, на особом контроле дела, касающиеся половой неприкосновенности несовершеннолетних.
– Что касается последнего, сегодня уже обыденная жизненная ситуация: ей нет 16, ему 18 или даже больше, все произошло по обоюдному согласию. Так почему парень должен сидеть в тюрьме?
– Это уголовно-наказумое деяние. Согласно статье 134 Уголовного кодекса Российской Федерации, за это предусмотрено наказание сроком до четырех лет лишения свободы. Но судом может быть назначено наказание не связанное с изоляцией от общества.
– Таких случаев много?
– В этом году такой факт один в производстве. Подобные случаи периодически бывают. Выявляют, как правило, через прохождение медосмотра, либо при постановке на учет по беременности, и так далее.
– Сегодня в производстве таких дел нет. Как правило, они больше характерны для города, нежели для села.
Но проблема коррупции по сей день остается актуальной как на федеральном, так и на региональном уровне.
Давно нашим отделом расследовалось дело по получению взятки врачом, который выписывал «липовые» больничные. Поэтому нужно понимать, что, к сожалению, зачастую интересы взяткодателей и взяткополучателей совпадают. Чтобы выявлять подобные преступления, гражданская позиция простых людей также немаловажна.
– Мы живем в таежном районе. Преступления по лесу тоже ваши?
– Нет, этим занимается полиция. В случае, если «попадется» должностное лицо, или лицо с особым статусом, тогда тут подключится следственный комитет.
– Сколько примерно дел в год сдает следственный отдел Таштыпского района?
– В диапазоне от 60 до 70. За последнее полугодие направлено для рассмотрения по существу в суд 32 уголовных дела.
Подавляющее количество дел – это убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Как правило, это все внезапно возникший умысел. Что касается спланированных преступлений – раскрыто убийство на Канжульском перевале. Был найден труп мужчины. Чуть менее года дело оставалось «темным». Долгое время не могли опознать труп. В результате личность потерпевшего была установлена, им оказался житель соседней Республики Тыва.
Благодаря слаженной деятельности следственных и оперативных подразделений была установлена группа лиц, совершившая указанное особо тяжкое преступление. Убийство было содеяно из корыстных побуждений.
– Где происходит больше преступлений, на территории города Абазы или Таштыпского района?
– Не смотря на то, что отдел не является межрайонным, но территория города Абазы тоже обслуживается нашими сотрудниками.
В принципе, количество преступлений совершается одинаково, и численность населения у нас примерно равна.
Если же брать преступность несовершеннолетних, то таких дел в Абазе все-таки больше. Это и кражи, и угоны, и вымогательство, и разбой, и даже хищение оружия.
В основном малолетними преступниками движет желание быстрой наживы и нежелание заработать деньги своим трудом.
– Как часто проходит прием граждан?
– Прием граждан происходит ежедневно. Можно обращаться по всем проблемным и актуальным вопросам. Рекомендуется предварительная запись.
Также руководитель Следственного управления Республики Хакасия проводит выездной прием раз в месяц.
– С какими вопросами наиболее часто обращаются?
– В основном, это потерпевшие или родственники, которые выясняют обстоятельства уголовного дела, перспективу расследования, привлечения лиц к ответственности, виды наказания.
– Построено отдельное здание. Можно ли сказать, что есть все необходимое для полноценной работы?
– Конечно. Особенно если вспомнить, что долгое время следователи ютились в маленьких кабинетах по несколько человек. А сегодня это огромное здание, где у каждого следователя есть свой отдельный кабинет для комфортной работы. Сотрудники обеспечены всей необходимой оргтехникой. На территории здания имеется гараж и служебный транспорт. Также в городе Абазе у следователя есть свой отдельный кабинет.
Следственный комитет закупил современное оборудование: криминалистическая техника, металлоискатели, спутниковые навигаторы, лазерные дальномеры и другое. Имеется комната для опознания лица, исключающая визуальное наблюдение.
– Сколько сотрудников в штате?
– По штату: руководитель, заместитель и три следователя. На сегодняшний день заместитель прикомандирован с февраля в город Черногорск, работают три следователя, два из которых, пока не аттестованы, то есть являются молодыми сотрудниками.
– А есть ли текучка кадров?
– Нет. Но в прошлом году отдел обновился полностью, кто-то вернулся вновь, кто-то ушел в порядке увольнения, кто-то перевелся в другой регион. Но не смотря на это, случайных людей в нашей структуре нет.
Действительно, в следственном комитете, как бы это пафосно не звучало, задерживаются только сильнейшие. Колоссальную психологическую и физическую нагрузку выдерживает не каждый. А это, в первую очередь ненормированный рабочий день. Думаю, многие жители нашего села заметили, что в какое бы время ты не проезжал мимо комитета, в его окнах всегда горит свет, всегда есть те, кто в этот самый момент трудится, чтобы обеспечить нашу с вами безопасность, наказав преступников. Ведь уголовные дела имеют сроки, которые все время поджимают. Да и за каждым делом – жизнь человека, либо лишение этой жизни. И родственники, или если говорить на сленге, потерпевшие, которые жаждут правосудия.
– Что нужно, чтобы попасть к вам на работу?
– В первую очередь – высшее юридическое образование. Не менее важно состояние здоровья, будущие сотрудники проходят медицинскую комиссию. Стрессоустойчивость – еще один необходимый фактор. Поэтому, прежде чем потенциального следователя примут на работу, ему предстоит пройти психологические тесты на профпригодность, а также полиграф.
– Кого бы отметили из сотрудников?
– Нагрузку и перспективу направления дел выполняют все сотрудники. С поставленными задачами на полугодие – отдел справился. Работу можно признать удовлетворительной и отвечающей задачам, которые ставит перед нами Следственный комитет России. И все это благодаря коллегам, которые не считаются с личным временем и выходными днями: Алексей Викторович Хомяков, Виктория Александровна Гусева, Марина Валентиновна Атаманова.
– Считается ли работа следователя престижной сегодня?
– Конечно, это престижная работа и престижная организация, которая ориентирована на защиту граждан и их прав от преступных посягательств. Еще Президент России Владимир Путин говорил: «Следственный комитет – опора нашей страны». И молодежь сюда стремится. Например, из Таштыпа и Абазы две студентки учатся в академии следственного комитета, они проходят у нас практику в летний период. Следственный комитет готовит кадры, и мы очень надеемся, что молодое поколение придет нам на смену.
Основные направления работы следственного комитета остаются прежними: продолжать совершенствоваться на том пути, по которому уже идут. И судя по тому, что преступность в нашем районе не уменьшается, следственному отделу есть над чем трудиться. «Злокачественная опухоль» из здорового организма общества, рано или поздно, будет удалена.
Алёна Генке
На снимке: М.А. Казаков (слева) и А.В. Хомяков (справа)
Оставить сообщение: