Валюта Дата знач. изм.
USD 01.01 101.68 0
EUR 01.01 106.1 0

С кашей на передовую

07:38 06.11.2020
С кашей на передовую

– Эта статья вышла в местной газете, наверное, лет 20 назад, – объясняет Наталья Александровна во время нашего телефонного разговора. – К сожалению, она попала ко мне в руки уже после смерти мамы в неполном варианте, часть газеты кто-то, видимо нечаянно, оторвал.

В Таштыпский район, осваивать целину, мы приехали летом 1955 года. Мы – это мама, папа, моя сестра и я. Отец всю жизнь проработал в совхозе «Таштыпский» сначала комбайнером, потом учетчиком. Мама – санитаркой в медпункте в Харое. На родину мамы, в Нижегородскую область, мы вернулись в начале 90-х.

Отец, Александр Наумович Быков, тоже был участником войны. Собственно, на фронте они с мамой и познакомились, и сразу после нее поженились. Служили они в одном полку, папа – начальником материально-технического снабжения, мама – поваром. Перед отправкой на фронт ее с лесозаготовок направили сначала на курсы пулеметчиц, а потом решили переучить на повара. Так что всю войну она была при кухне.

Как и все фронтовики, они не любили вспоминать о войне, а если что-то и рассказывали, то какие-то курьезные случаи или даже смешные – и такие на войне случались. Например, отец рассказывал про мать, как ругал ее – ведь влюблен уже тогда был – за то, что она вечно неугомонная, шебутная что-нибудь выдумывала. То с термосом с горячей кашей отправится на передовую, то ведро теста завела на оладьи, начала стряпать, а тут обстрел – кусок земли прямо в это ведро. И вообще, в основном все истории о войне касались их взаимоотношений.

Ругать-то ругал, но свою медаль «За боевые заслуги» Екатерина Михайловна получила в сентябре 44-го года как раз за бесстрашие и неугомонность. Вот выписка из наградного листа о приставлении к награде: «Повара – старшего сержанта Пергаеву Екатерину Михайловну за то, что она в период наступательных боев с 11 по 15.9.1944 года, двигаясь в передовых порядках наступающих подразделений, находясь под обстрелом противника, сумела своевременно обеспечить горячей пищей 3 раза в сутки личный состав батареи, участвующей в бою. Особенно отличилась в бою 13.9.1944 года, когда противник непосредственно обстреливал боевые порядки подразделения, она, презирая опасность, 3 раза доставляла горячую пищу подразделениям, ведущим бои».

Вот такой «смешной» случай...

К слову, Александр Наумович тоже отличился в этом бою и был удостоен такой же медали. Из наградного листа: «Участвуя в боях по прорыву обороны немцев в районе «Питкявара» с 11 по 14.9.1944 года, показал исключительные образцы в своей работе. Двигаясь со штабом совместно с пехотными подразделениями, находясь под непрерывным обстрелом артиллерии и пулеметов противника, своевременно и точно производил учет личного и конского состава в подразделениях полка, также своевременно и в срок предоставлял требуемые сведения в вышестоящие штабы.

14.9.1944 года во время ведения огня на огневых позициях батареи вышли боеприпасы. Товарищ Быков лично сам организовал подброску боеприпасов на огневые позиции батареи, чем способствовал успеху наших войск по прорыву обороны немцев».

Отметим еще, что за заботу, исключительную находчивость и инициативу, а также решительность, проявленную в боях, в июне 45-го Александр Наумович был награжден орденом Красной Звезды. Большая забота лейтенанта Быкова проявлялась в том, что весь офицерский состав носил пошитое им обмундирование, не было случаев, чтобы личный состав носил порванное обмундирование, потому что по его инициативе был организован ремонт обмундирования и обуви в каждом подразделении, а также обозного имущества. Причем «ремонт производит исключительно за счет местных ресурсов».

Отличным хозяйственником был Александр Наумович Быков!

Но вернемся к истории Екатерины Михайловны – старшего сержанта 78-го артиллерийского гаубичного полка.

Из статьи, присланной дочерью Натальей Александровной:

«Война началась для Кати Пергаевой с того, что ее, семнадцатилетнюю девчонку, мобилизовали на лесозаготовительные работы.

– Мальчишки осаждали Первомайский райвоенкомат (Горьковской области – прим. ред.) – на фронт рвались, – вспоминает Екатерина Михайловна. – А мы, вчерашние, школьницы, валили лес около Стеклянного – работка не по нашим плечам. Были, конечно, среди нас такие, что и «коня на скаку», и в «горящую избу», но я не из тех. Мне приходилось туго. Неделями не вылезали из леса, спину ломило, руки горели, хныкали втихаря, некоторые убегали домой, я терпела… Вскоре вызвали в райвоенкомат. Обрадовалась: кончилась лесная жизнь, а что ожидало меня впереди – гадать не хотелось.

С юмором вспоминает Екатерина Михайловна учебу на пулеметных курсах:

– В военкомате набрали группу «пулеметчиц», девчонки прямо-таки преображались: каждая начала воображать из себя Анку-пулеметчицу из кинофильма «Чапаев» – не меньше. Первомайские сверстницы с завистью смотрели на нас, когда мы марафонили по пыльным дорогам на пулеметные стрельбы. А мы-то этой романтикой насытились быстро. Инструкторы спуска не давали, а надо было тащить на себе на полигон ручные пулеметы, коробки с патронами, мишени…»

А потом, помните, Катя попала в полевую кухню?

«…Условия для работы – ни воды, ни дров, как хочешь, так и корми людей, а их в батарее 63 едока, не считая командиров. Из-за частых артиллерийских обстрелов приходилось кочевать с кухней с места на место. Но труднее всего было при доставке на батарею готового варева. Случайно или не случайно, но охотились за нами и немецкие артиллеристы, и снайперы, которые просачивались в наши тылы. Командир не раз шутил: «Смотри, Катя, не угоди в «вилку» – оставишь батарею без каши!». («Вилка» – приём пристрелки в артиллерии, при котором выполняется два таких выстрела, что при одном из них снаряд немного перелетает цель, а при втором – немного не долетает. Захват цели в вилку является желаемым результатом пристрелки, после которого можно начинать стрельбу на поражение – прим. ред.)

…Нигде за всю войну не приходилось мне так трудно, как в Венгрии. Сплошной линии фронта не было, полк то и дело менял позиции. Творилось что-то непонятное: то мы немцев гнали, то они наседали на нас. Приходилось все время гоняться за батареей: завтрак в одном месте, обед – в другом, запросто можно было нарваться на немцев. Однажды мы заняли какой-то поселок, там было что-то вроде столовой или ресторана, кухня классная, я и решила приготовить для солдат фирменный ужин – жареный картофель. Нажарила несколько противней, а тут немецкий самолет, началась бомбежка, рухнул потолок, от фирменной картошки и следа не осталось. Как я сама уцелела, одному Богу известно. Стою на улице и плачу: жалко картошку, ребят кормить нечем. Подбежали батарейцы, успокоили, раздобыли где-то мешок картошки, и я все-таки фирменным ужином ребят своих накормила».

…30 сентября 1944 года начались бои за Будапешт. Они проходили в несколько этапов вплоть до 13 февраля 1945 года, когда наши войска полностью овладели столицей Венгрии.

«Очень тяжелые бои вел наш артиллерийский полк. Помню, около местечка Колос я привезла обед и не могла пробраться к батарее: вся местность была усеяна трупами немецких и венгерских солдат. Потом мы попали в окружение, страшно вспомнить, что творилось. Днем шел мокрый снег, вечером начало моросить. Немцы забрасывали нас снарядами и минами, налетали самолеты, а деться некуда – болота кругом. Полку было приказано прорываться из окружения своими силами. Пришлось бросить орудия и транспорт. Я ехала на уцелевшем штабном грузовике, взрывной волной его сбросило в кювет, меня придавило кузовом, думала: конец. Нет – повезло: начфин полка вытащил из трясины за руку. Подобрали раненых и побрели пешком…»

Не так часто на страницах газеты нам удается писать о женщи-нах, воевавших на фронте. Ох, да разве о женщинах? Ведь то были еще совсем девчонки. Им бы на свидания бегать и на танцы, а они под снарядами, пулями разносили обеды голодным солдатам, готовили, стирали, шили, когда, кажется, даже находиться в таком аду невозможно. А сколько их, отважных, отчаянных, выносливых, презревших опасность, сражались с врагом лицом к лицу? Бессмертный женский батальон…

Подсчитали, что из каждых ста юношей и девушек 1923 года рождения (таких как наша Катя), ушедших на фронт, вернулись домой только трое. Катя Пергаева вернулась!

Ольга Конюк

На снимке: Катя Пергаева (слева) с боевой подругой

796337

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы