Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
По данным материалам педагоги нашей школы выступали на республиканских семинарах по музейной педагогике и на республиканской конференции, посвященной 120-летию Петра Штыгашева – зачинателя хакасской литературы, которая называлась «Саяно-Алтай – прародина тюркских народностей».
Во время месячника тюркской письменности, на уроке литературы мы познакомились со стихотворением П. Штыгашева «Таёжная река». Это стихотворение мне очень понравилось, и я занялась изучением творчества поэта-земляка. В этом стихотворении автор описывает красоту окрестностей Матура и богатство нашей тайги.
Переселение инородцевна Матурскую землю
Девятнадцатый век. Улус Матур, расположенный на самой окраине между Восточной и Западной Сибирью Кузнецкого округа, Томской губернии, Кондомско-Карачерской волости, заселяли исключительно одни инородцы, которые делились на несколько народностей. Одни из них вели кочевую жизнь, а другие оседлую. Социальные и духовные условия жизни инородцев зависели от обитаемых ими местностей. Особенно отличались черновые кочевники, которые разбросаны были по горной местности.
Ни о каком просвещении не могло быть и речи. Главной для них была вера во влияние духов и обоготворенных людей. Они увековечили предания давно умерших людей. Тазлам Штыгашев (прадед поэта) был именно такой коренной черновой кочевник и принадлежал к шорцам. Кочуя по верховьям реки Мрассу, в дремучем лесу, он в начале XIX века с другими кочевниками разных волостей, в связи с голодом, выбрался в пределы земледельческого пространства Восточной Сибири, а именно, в Минусинский округ, и поселился на реке Матур. Так прадед Петра Штыгашева оказался в Хакасии.
Биография поэта
Трудно представить, что 100 с лишним лет назад на Советской улице стоял крестовый дом, недалеко от магазина «Радуга», напротив дома Дубровиных, где жил Пётр со своими родителями. Он родился в 1886 году в селе Верхний Матур Таштыпского района в семье охотника Тараса Матвеевича Штыгашева, родного брата Иоанна. У Тараса было два сына: Евтропий и Пётр, дочь Федора. Семья Штыгашевых – трудолюбивая, жили скромно, но в достатке. В то время на Верхнем Матуре жили только Штыгашевы, а на Нижнем Матуре – Кызынгашевы. Штыгашевы занимались охотой, близкие родственники Петра были служителями церкви, родной дядя Иоанн Штыгашев служил священником.
Тогда на Матуре мало кто обучался грамоте, но дед Матвей первый из Матура отправил своих сыновей учиться в миссионерскую школу на Алтай. В это время люди на Матуре были самого тёмного рассудка, старики опасались в отношении религии, что из-за учения Ульгень (верховное божество) наложит свой гнев на улус. Но Матвей был настойчивый и глубоко убеждённый в важности грамоты, поэтому не слушал стариков.
В1900 году Пётр окончил матурскую церковно-приходскую школу и поехал учиться в Томск, в миссионерско-катехизаторское училище, где готовили служителей церкви. По окончании семинарии он работал учителем Матурской школы, помогал дяде восстанавливать матурскую церковь после пожара.
Работал в Усть-Сосинской, Усть-Киндирлинской, Усть-Есинской школах. В 1931 году облоно направляет его в Черногорское горнопромышленное училище, где он проработал 11 лет. В 1939 году жители Черногорска избрали его депутатом горсовета. В 1941 году его, как образованного человека, посылают в книжное издательство, где он проработал до 1942 года. Также Пётр Тарасович был в составе комиссии по составлению хакасских учебников. В 1943 году, после продолжительной болезни, его не стало.
Темы, волновавшие поэта
Среди писателей того времени Петр Тарасович по возрасту был старшим. Его молодость прошла в дореволюционное время. Одной из главных тем его творчества является жизнь бедняков, ибо он сам видел жизнь народа. Наблюдательность, любовь к устному творчеству своего народа помогли ему написать яркие произведения поэзии о дореволюционной жизни хакасов.
В стихотворении «Чалчы» («Батрак») поэт показал подавленного, приниженного нуждой батрака, смирившегося со своим тяжелым положением. Стихотворение передает своеобразие эпохи, когда жизнь хакасских бедняков протекала в жесткой нужде, забитости, невежестве. Один бедный Апон батрачил у попа, шесть лет проработал, всегда в долгу оставался.
Петр Штыгашев, как и другие поэты Хакасии, показал в своих стихотворениях два различных периода в жизни народа – прошлое и настоящее. Он приветствует победу Советской власти и полностью переходит на ее сторону, пропагандирует новую жизнь. В стихотворении «Маднай-вожак» показана жизнь охотника-бедняка, своего земляка, который знал тайгу, как свои пять пальцев. Геологи из Минусинска приезжали к нему на поиски золота и других драгоценных металлов. Он их водил, показывал заветные места, поэтому его называли вожаком. Конечно, безграмотного охотника обманывали, за труд не платили, скупщики задаром брали у него меха. Таким образом, читатели узнают, что эксплуатация была не только в степных районах Хакасии, но и в тайге.
Следующим этапом его творчества является показ роста самосознания трудового народа, об этом он повествует в стихотворении «Теерке кнес» («Теерке – волостной старшина»). В основе данного стихотворения – переосмысленный автором рассказ, записанный от старика Арика Казагашева. Это стихотворение – новый шаг по пути художественного обобщения и типизации. Хакасские бедняки показаны уже не такими бесхарактерными и смиренными, как Апон и Маднай Жадный, ловкий Теерке богател за счет трудового народа, собирал большие налоги. Ради обогащения не гнушался никакими средствами.
В своих произведениях поэт сравнивает старую, знакомую еще народу жизнь с новой действительностью.
Например, в стихотворении «Труд Анисы» говорится о том, как раньше люди жили в темноте, соблюдая старые обряды:
Это похоже на сон,
Как темная ночь.
Современное поколение теперь
Не поверит нашим рассказам.
Дальше повествуется о жизни Анисы в советское время:
В колхозе я работаю,
Много у меня дел,
Ежедневно норму выполняю,
Силы своей не жалею.
Если наступит праздник,
Смотрю игры и веселье,
В свободное от работы время
В школе учусь читать и считать.
Как истинный патриот, он любил Хакасию и воспевал ее красоту в своих стихах:
В нашей хакасской земле
Все богатство есть:
Рыба, зверь, птица
И дорогие металлы.
Живописные места малой Родины Штыгашева являлись источником творчества.
Во время Великой Отечественной войны он выступает против фашизма:
Агрессивные фашисты к нам,
Как голодные звери пришли…
Современные филологи о творчестве первого поэта Хакасии
Дмитрий Чанков, профессор ХГУ им. Н.Ф. Катанова писал, что у Петра Штыгашева особый стиль и язык стихотворений. Его стихи, как первого хакасского поэта, возникли как продолжение фольклорных традиций – песен и тахпахов, они были выразителями чувств народа на те или иные события в жизни. Для народной, песенной поэтики определяющей чертой было строфическое построение. И Петр Штыгашев, как начинающий поэт, придерживался этой традиции. Его стихи, написанные в форме хакасского фольклора в простой и доступной форме, читались легко и были понятны читателю. По некоторым данным, первые стихи на хакасском языке были написаны Петром Штыгашевым, а его переводы церковных молитв дореволюционного времени на хакасском языке в притаежных селах исполняются при выполнении ритуалов до сих пор. Как истинный патриот, он любил Хакасию и воспевал ее красоту в своих стихах.
Светлана Беляева,
9 класс, Матурская школа
(Руководитель: Е.Н. Мезина)
Оставить сообщение: