Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 28.12 | 99.23 | 0.38 |
▲ | EUR | 28.12 | 103.3 | 0.64 |
Афанасий Давыдович Канзычаков родился в год окончания войны, в 1945-м, в с. Нижняя Тея Аскизского района. Когда ему было 7 лет, мама умерла, ее сестра работала и жила в Чиланах, туда он переехал и пошел в первый класс.
В 5 классе его перевели в школу-интернат с. Таштып. Пансион был Т-образной формы и находился там, где сейчас стадион «Урожай». 420 детей обучалось на полном государственном обеспечении – кормили, одевали, спать укладывали.
– Школа стояла 2-этажная, большая, отапливали ее сами. В 1961 или 1962 году форму выдали нам как солдатскую, серую. Материал хороший, шерстяной, фуражка с кокардой. Николай Павлович Сагалаков воспитателем был. Помню построит нас перед обедом, стоим как солдаты, смирно. Дежурный проверяет подворотнички на чистоту. Если грязный, подойдет сдерет. Приходилось бежать в «умывальник» стирать, гладить, подшивать, а в это время остальные все его ждут. Ну, потом, конечно, провинившемуся поддали, кушать-то всем хочется.
Помню учительницу – Ию Кирилловну Шулбаеву, ох боевая. Вот зовет меня: «Афанасий, иди отвечай!». Долго не разговаривала, допустишь ошибку: «Садись – 2!». На самом деле не ставила в журнал, но мы этого тогда не знали. Алексей Григорьевич Бутонаев директором пансиона был, фронтовик, капитан, по тем временам это считалось большим званием. Анастасия Терентьевна Васильева до сих пор жива, 90 с лишним лет уже ей, в Саяногорске живет у дочери. Молодец была. Ходит она по группам пансиона и выбирает детей. Возьмет посадит на стул и даст балалайку: «Играй». Потом гитару, гармошку. Таким образом отбирала музыкально одаренных детей. Получалось играть у меня хорошо, способности были.
Хорошие воспоминания остались у Афанасия Давыдовича, но есть и немало грустных историй. Во время войны, эвакуировали Смоленский детский дом, который находился неподалеку от нынешней больницы. И Ленинградский детдом, он был там, где сейчас находится стадион «Урожай». Многих отправляли жить в Имек. Там им молоко давали, усиленно кормили.
В то время документы многих детей нередко терялись и в Таштып их отправляли без имен и фамилий. Воспитатели называли их сами. Время было не легкое и детям приходилось работать наравне со взрослыми.
– Сергей Федорович Журыхин был замом директора школы. Умный, хороший мужик. Он сопровождал нас на работы. Мы, пятиклассники, дрова пилили лиственные. Норма была для нас – полкубометра на одного человека, если вдвоем – куб должны распилить, расколоть и складировать, а вечером уже отчитаться. Монашку, чуть ли не полностью обкашивали – лошади, коровы были. Вот так, все своими руками делали.
Про свою учебу в Абакане он рассказал не много, но вспомнил то, что врезалось в память больше всего.
– В 1965 году поехал учиться в Абакан в Педагогический институт, на биолого-химический факультет. Собирался сначала в армию, военкомат объединенный находился в Аскизе. Там меня записали в Морфлот, четыре года служить. Я подумал, что это много – и поступил. Пришли из военкомата, а я уже студент. Проучился пять лет. В армию так и не пошел.
Спортом занимались, четыре года в хоккей играл, футбол. На соревнования летали в Абазу, Аскиз, Матур – в футбол играть. Дорог тогда не было. В аэропорту 15 самолетов стояло АН-2. Говорили: «Проиграете, больше не будете летать!» – вот тогда мы всех и обыгрывали. В Абазе, один раз, здоровенный шахтер меня вместе с мячом случайно в ворота забил, огромный такой детина. – Смеется он.
Когда Афанасий Давыдович рассказывал про службу в РОВД, казалось, что он работает там до сих пор. С блеском в глазах вспоминает прошлые годы, как будто еще не снял мундир.
– 14 апреля 1978 года порекомендовали меня в управлении внутренних дел Хакасской автономной области. Отправили в Красноярск в бюро крайкома партии и назначили на должность замполита. Начал работать в Таштыпе. По штатному расписанию числилось 62 сотрудника, но многих увольняли за рукоприкладство, да и по иным причинам, четырех судили. Оставались надежные мужики, те на кого положиться можно было. Новых сотрудников набирали – даже дежурить некому было. Вскоре штат укомплектовали. Тогда при мне Борис Григорьевич Подгорный начальником милиции был, потом его в УВД области перевели. Затем, после него, Виктора Константиновича Боргоякова из Абакана направили. В уголовном розыске при мне работал Олег Евгеньевич Сагалаков, отчаянный мужик, ничего не боялся. Если кто-нибудь с топором или ружьем ходит по селу хулиганит, сам пойдет, за шиворот приведет в отделение. Моисей Сергеевич Тоданов – профессионал, Олег Евгеньевич его учитель. Моисей до капитана здесь дослужился и его отправили в Московскую академию. Ее он закончил с красным дипломом, вскоре переехал в Абакан, назначили заместителем начальника уголовного розыска. Начальником следственного отдела был в Таштыпе Анатолий Федорович Кузнецов, потом перевелся. Зам его – капитан Владимир Дмитриевич Голиков – в Саяногорск со временем уехал, хороший мужик, 100% раскрываемость была у него, честно, от души работал.
Когда мне было 32 года, я уже стоял на должности замполита и секретаря партийной организации правоохранительных органов. Старшие шутили, как ко мне заходить, в фуражке или можно без нее. Сейчас из своих «крестников», которых я принимал по служебным обязанностям, помню Виктора Шарова, Александра Лабышева, оба майоры, всех не вспомню, но сейчас один вроде только работает в Абазе начальником полиции Сергей Николаевич Глущенко, полковник. Вышестоящее начальство всегда требовало от нас быстроту расследования дел. Ну, и, конечно, все должно было сделано в срок.
Раскрываемость была на высоком уровне, несмотря на то, что условия работы были намного хуже, чем в настоящее время.
– Тогда было 38 тысяч населения, а сейчас без Абазы 15 тысяч и в 3 раза больше сотрудников, все обеспечены, условия неплохие. У нас в 1978 году только у одного сотрудника имелся «Запорожец», а сейчас в отделении автосалон. Нет, нынче работать легче.
Вот что Афанасий Давыдович считает главным для хорошей, качественной работы сотрудников:
– Честность, принципиальность, справедливость и, естественно, ум – голова на плечах. Трусам в органах делать нечего.
Искренние пожелания моего собеседника сотрудникам правоохранительных органов на 90-летие РОВД:
– Всем здоровья, успехов в домашних делах, ребятишек воспитать. Надо в работе, как говорится, «не воздух пинать», а делом заниматься!
Павел Тинников
Оставить сообщение: