Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 28.12 | 99.23 | 0.38 |
▲ | EUR | 28.12 | 103.3 | 0.64 |
Всероссийский конкурс «Живая классика» проходит в 10-й раз. Его участники – школьники со всей страны. И для каждого этот конкурс – шанс не только попасть на Всероссийский этап и прочесть стихи в столице нашей Родины, побывать в «Артеке», но поступить вне конкурса в театральный институт имени Бориса Щукина. Знаменитая «Щука» – один из золотой пятерки, вожделенная мечта всех, грезящих большой сценой. Представьте себе, какая ответственность лежит на учителях литературы, а готовят к выступлению ребят чаще всего они. Ты можешь реализовать чью-то мечту или… не реализовать, если отнесешься к делу без души и понимания.
Первые этапы всегда школьные. А потом уже – муниципальные и районные. В Таштыпском районе этот этап проводит управление образования совместно с Центром детского творчества. Да и проходит он обычно здесь, в ЦДТ, где даже стены пропитаны творчеством.
Нынче «Живая классика» собрала 25 участников из школ райцентра – первой и второй, Матура, Имека, Верх-Таштыпа, Бутрахтов, Малых Арбатов, Большой Сеи и ЦДТ.
Наблюдая за конкурсом уже… да все 10 лет и наблюдаю. Могу сказать, что наш, районный этап, стал заметно сильнее. Уже не увидишь среди чтецов ребят, подглядывающих в тексты, а то и вовсе читающих с листа. Все чаще к образу актера подходят творчески – вплоть до костюма. Все серьезнее выбирают произведения.
Нынче в списках авторов: Борис Васильев, Морис Меттерлинк, Александр Островский, Виктор Розов…
Примерно четверть – это тексты о войне.
Эта тема настолько сложная для современных детей, чтобы её вытянуть, прочесть до мурашек, надо педагогу душу свою вывернуть. Объяснить, донести историю, атмосферу, эмоции. И еще, нельзя такие произведения читать плохо. Нельзя. Перед прадедами стыдно. Тут любое, даже самое лояльное жюри не простит. У каждого свой герой в Бессмертном полку…
А жюри нынче: Анна Селезнева – библиотекарь, Алексей Ковалев – режиссер народного театра Таштыпского РДК и ваша покорная слуга.
Ответственность огромная – из 25 ребят надо выбрать трех, кто будет представлять наш район на региональном этапе. Лучших из лучших.
Просматриваем списки участников: есть «старожилы» – победители и участники прошлых лет. Невольно выхватываешь знакомые фамилии, ждешь, но делать ставку не спешишь, потому что конкурс – всегда конкурс: разволновался более обычного, и потерял интонацию. Но вот такие «старички» всегда радуют: ага, поймало вас живое слово!
К слову, нынче человека четыре от волнения сбивались.
– Можно сначала? Можно повторю?
Можно. На районном этапе многое можно из того, что на республиканском будет уже нельзя. Сбиться, поймать подсказку из зала, следить за руками своего руководителя, потому как эти режиссерские руки почти всегда дирижируют текстом.
Да и в оценочном листе нет критерия: «забывал текст или нет». Автоматом считается, что забыть его при должной подготовке невозможно. Тут другие критерии. Само собой – дикция, грамотная речь. Руководителям на заметку – следите за ударениями, а то как «ударит-ударит». Нынче из ударных ошибок: вместо БерлИна – БЕрлин, гаубИца вместо гАубица. Имена героев: мальчик ТильтИль стал ТИльтилем, а девочка МитИль – МИтилью. И читали ребята неплохо, а вот ловишь ухом все эти «ударялки» и все, испорчено впечатление.
Сложнейший критерий – «способность оказывать интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое воздействие на слушателей». Он в себя включает все: умение создать образ, актерское мастерство, глубина понимания текста. И главное – умение заставить себя слушать. Так, чтобы каждое слово стало образом и ввинчивалось в души.
И, конечно, выбор текста. Высокохудожественный, само собой. Но главное – органичный. Понятный и близкий ребенку, соответствующий его возрасту. В идеале бы о ровесниках. Сложно в 14 лет читать от имени старушки.
Хотя этот суровый пункт – соответствие возрасту, можно не замечать, если рядом наставник, который поможет сделать текст своим, ощутить себя той самой старушкой. Нынче яркий пример – Аделия Светова. «Счастливое письмо из Ленинграда», условно говоря, текст – не совсем художественная литература. Есть основания предполагать, что это подлинное письмо В.А. Вечерской к сыну об одном счастливом дне в огромной войне. Не будем вникать в тонкости, а было ли письмо и героиня, главное, тот посыл, который несет письмо. Вопреки всему – умей видеть солнце. И это солнце придаст тебе сил. Донести это с позиции матери взрослого сына для ребенка – задача немыслимая. Но рядом был руководитель, более чем опытный – руководитель творческого коллектива «Просто театр» ТОШ-И №1 Виктор Михайлов. И выступление отточено до последнего жеста. 25 баллов.
У Рианны Русаковой тоже 25 баллов. Интересно, что их тексты, а значит и роли диаметральны и по характеру, и по теме. Рианна – обаятельное чудо с двумя длиннющими косами, зал взяла характером и юмором. Школьная история «Испорченный телефон» Григория Ефремова заставила улыбаться не только зал, но и весь состав жюри. Порадовало то, что у каждого героя, а их в рассказе четверо плюс учитель, ярко был прорисован свой характер.
– Когда Рианна готовилась, мы посоветовали её представить свой класс. И дать мальчишкам из книги характер мальчишек из её класса. Наверное, поэтому вышло так живо, – рассказывает мама Надежда Русакова.
Чуть-чуть по баллам отстает третья победительница – Анна Власова. Выбор Ани – классика-классика. Монолог Липочки из пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». Что тут сказать, Олимпиада Самсоновна вышла из нее хоть куда. Капризная купеческая дочка, легкомысленная, самовлюбленная и мнящая себя на редкость образованной. Аня просто идеально поняла ее характер и передала. Пусть не без волнения. Уже «за кулисами» конкурса мне расскажут, что вот в школе Аня была еще сильнее:
– Анна даже костюм продумала. В школе она была в костюме, видимо, поэтому и читала сильнее.
Не знаю, костюм ли был тому виной, но то, что Анна сдерживала себя, ощущалось. 23 балла. В тройке победителей! Аня, давай в Абакане – от души! Как ты можешь!
И не могу не отметить ребят, которым до победы не хватило чуть-чуть. Таина Кидиекова. Произведение известное – отрывок из романа Шарлотты Бронте «Джен Эйр». Мне показалось, что Таине чуть-чуть не хватило понимания своей героини, её характера, жизненных обстоятельств. Как и Алине Герасимовой (монолог Катерины из «Грозы» Н.А. Островского). На заметку всем будущим участникам: отрывки всегда читать сложнее, потому что они отдельно от книги не существуют. И прежде чем выхватить из жизни героя кусочек на 5 минут, книгу стоит прочесть целиком.
Но знаете, почему-то показалось мне, что среди тех, кто в тройку лидеров не вошел, проигравших не было. На общем фото улыбаются все. Потому что «Живая классика» – это вечный праздник звучащего слова. Живого, настоящего слова. И от года к году замечаю, что все меньше в рядах конкурсантов ребят, которых за ухо вытащили ради галочки: на тебе текст, читай. И он бедолага читает, абы до финала дойти. Нынче таких почти не было. А это значит, что никогда не умрет книга. И не важно, как её будут читать: в телефоне или, листая томик, главное, её будут читать!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: