Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 09.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 09.01 | 106.1 | 0 |
Урок 1. Если что-то делаешь, то делай это хорошо
На днях, будучи у нее в гостях, увидела одну бытовую сценку. Придя домой, мама заметила, что влажная уборка в одной из комнат сделана некачественно. Обычно дом делят на секторы, и каждый член семьи вносит лепту в общую чистоту. Того ребенка-школьника, ответственного за плохую уборку, мама пожурила и заставила кое-что переделать. Может, со стороны это выглядело как принуждение несовершеннолетнего к труду, ведь теперь везде трубят о правах ребенка к ничегонеделанью.
Раздумывая над увиденным эпизодом, я вдруг вспомнила свое детство, которое закончилось, кажется, только вчера. Однажды за неимением приличной стиральной машины мама попросила меня, подраставшую деваху 12-13 лет, постирать на стиральной доске несколько предметов одежды. Мне хотелось сделать все быстро-быстро и бежать на речку купаться. Поэтому, видимо, не особо старалась. Мама решила проверить, как я нашоркала одно из полотенец. Пятна как были на нем, так и остались. Мама тогда всерьез рассердилась, видя мою лень и безалаберность, а я ощутила себя профессиональной прачкой. Полотенце было отстирано как надо.
Урок 2. Терпение и труд все перетрут или Вылазки по ягоду
У нас вообще в семье принято, чтобы с определенного возраста дети начинали помогать по дому, хозяйству. И только болезнь или иная серьезная причина могут освободить от святых обязанностей.
В начале 2000-х годов мы жили в Карагае. Сено заготавливали вручную, начиная от косьбы, заканчивая формированием больших стогов. Мне 10-летней сопливой девчушке доверялось ходить за взрослыми и грести сено к копнам, переворачивать и сушить полосы травы. Две старшие сестры 12 и 15 лет уже начинали косить и меня потихоньку учили. В свободные минутки мы убегали в лесок, находившийся в двух шагах, чтобы немного отдохнуть от изнуряющей июльской жары и поискать ягод.
В это же время начинала поспевать полевая клубника, мелковатая, но очень вкусная. Нагретая солнцем, красноватая, она так и манила собрать ее в ведра, бидоны, торбы. Времена тогда были трудные, поэтому большая часть ягоды продавалась на рынках Таштыпа, Абазы. На вырученные деньги мама покупала нам обновки, продукты. До сих пор в семейном фотоальбоме хранится фото, где мы с сестрой Ниной и тетей Мариной сидим на берегу реки в одинаковых майках (разной расцветки) с изображенным на груди Леонардо ди Каприо. И я точно помню, что этот топик я заработала на поле своими ручками. Сейчас, конечно, времена другие и нет больше такой возможности, чтобы целыми днями ходить по лугам. Просто удивляет то, что если в 13 лет я могла за полдня набрать 10-литровое ведро дикой клубники, то прошедшим летом еле наполнила 3-литровое ведерко за несколько часов. Может, ягода измельчала? Или сила воли уже не та?
В те же годы (начало 2000-х) отчим работал пастухом свезенного из райцентра и Абазы крупного рогатого скота (молодняка). Нам, домочадцам, приходилось ему помогать, так как в стадо набиралось более 200 голов: выгнать с утра, загнать вечером обратно в загон, лечить захромавшую скотину, обмывая больное копыто в растворе медного купороса. За каждых потерянных быка или телку отвечали перед хозяевами деньгой. Впрочем, отчим был отличным пастухом, поэтому теряли редко, в основном из-за хищных зверей вроде волков. На маме лежала не меньшая нагрузка. Надо было успеть весь Таштып обегать, собирая деньги за пастьбу молодняка, затем пешком (если нет попутных машин) идти обратно 17 километров. А дома семейство требует внимания, не считая большого стада индюков, огорода на 50 соток…
Не желая такой тяжелой доли своим детям, мама часто нам твердила, что высшее образование необходимо. Жалела, что в свое время не выучилась, хотя способности были хорошие, особенно в гуманитарном плане. В 46 лет мама на твердую «четверку» сдала вступительные экзамены (не особо готовясь к ним) в педколледж Хакасского государственного университета, но в последний момент передумала получать профессию учителя. Так как 7 лет назад зарплата педагогов была не такой радующей, как сейчас.
Урок 3. И кнутом, и пряником
Растя и воспитывая нас, четверых своих детей, мама с отчимом не боялись брать к себе ребят, из семей родственников, попавших в беду. Некоторые приемные родители во всем пытаются угодить новым членам семьи, чтобы казаться идеальными. Поначалу, возможно, и у нас так было. Но как только мама замечала, что дети попросту наглеют, принимала меры, не пускала ситуацию на самотек. Проводила воспитательные беседы, пытаясь понять причину неправильного поведения. Она умеет делать это тактично, без давления. Хотя даже такое словесное увещевание вызывало слезы на глазах у моей племянницы, потерявшей в восемь лет свою маму.
А с родными детьми мама могла и не церемониться. Был такой запоминающийся эпизод из бытовой жизни. Когда нам с сестрой Ниной было по 13-14 лет (мы с ней погодки), мы никак не могли решить в один из вечеров – чья очередь мыть посуду. Дело затягивалось, каждый упорно избегал «приятного» дела, пока в эту глупую потасовку не вмешалась мама. Она просто надавала нам обеим по телесам веником. И как-то сразу же выяснилось, кто должен мыть эту злосчастную посуду.
Мы тогда (в середине 2000-х) жили в Бутрахтах, и мама работала там почтальоном. Надо было обойти шесть улиц с тяжелой сумкой, отбиваясь от собак, раздать подписчикам газеты, корреспонденцию, пособия. Естественно, после напряженного трудового дня гнев хозяйки дома был более чем справедливым. В тот момент мне было обидно, ведь я считала себя почти взрослой и не ожидала физической расправы. Однако для того, чтобы решать пустячные проблемы на кухне из-за своего упрямства и лени, моей взрослости не хватало.
И кстати, надо отметить, что к труду почтальона мама нас тоже частично приобщала. С сестрой мы делили улицы и развешивали газеты на заборах, иногда и заказные письма таскали. За это нам ежемесячно полагались честно заработанные карманные деньги.
Урок 4. Учись на чужих ошибках
Сейчас мама воспитывает уже семерых приемных детей (от 3 до 17 лет), а мы выросли и часто заезжаем к ним в гости. И меня постоянно удивляет, как Евгения Геннадьевна не устает воспитывать ребятишек. Это такой большой труд. Одного надо приучить к горшку, второго – прибирать за собой игрушки, с третьим – добросовестно готовиться к занятиям в школе. А с подростками еще труднее, так как тут начинается колесо испытаний для них: сигареты, выпивка, дурные компании. Все трое – два парня и девушка по 16-17 лет – полноценные студенты, учатся в колледжах в городе. Что делает мама? Разговаривает с ними, уже как со взрослыми, объясняет, что теперь они сами несут ответственность за все свои поступки и проступки. Рассказывает про свою юность, в которой тоже были ошибки и различные ситуации. Уговаривает вылетающих из гнезда орлят, чтобы напрасно не тратились на пустое времяпровождение и сомнительные развлечения. Но тут, конечно, многое зависит от самих молодых душ, свободу выбора никто не отменял. Кроме морольно-воспитательной работы надо учить житейским делам: как растянуть выданную сумму денег на неделю, где купить качественную одежду на зиму, как вовремя сдать курсовую работу.
Раньше, будучи такой же юной и неопытной девчонкой, я эти лекции считала довольно нудными. Мамины слова туманным облаком пролетали сквозь мою буйную головушку, а сердце трепетало в предвкушении прекрасного будущего, где я была полностью свободна от родительского гнета. Ну а теперь понимаю, что эти поучения необходимы молодежи. Родители тем самым показывают свое неравнодушие к их жизни. Зато потом выросшие дети не смогут обвинить в том, что их не предупреждали о тех опасностях, которые таит самостоятельная жизнь.
Урок 5. Не сдавайся!
Немного лет прошло с тех пор, как мама перестала заниматься предпринимательством. И ведь доказала, что сможет организовать и привлечь средства для создания крепкого крестьянско-фермерского хозяйства. Тут вам и породистые ландрасы, и дойные коровы, и множество птиц, козы, овцы. Конечно, без отчима и его золотых рук ничего не получилось бы. Но документация вся, а значит и вся ответственность, лежали на матери. Это она бегала по разным инстанциям за справками, бумагами, а вернувшись, уделяла внимание ферме. Отчим же помогал воплощать желаемое в действительность.
Дети тоже принимали живое участие в уходе за скотиной. Кроликам нарвать травы, веток, насыпать корм. У свиней почистить клетки, нарвать крапивы. У кур собрать яйца, подлить свежей воды. Коров пригнать после пастьбы. Есть много обязанностей, которые под силу и 8-летним, и 10-летним ребятам. Они должны знать, каким образом достается трудовая копейка, чтобы не вырасти в будущем в человека с потребительским сознанием.
Таким образом, за несколько лет существования нашего крестьянско-фермерского хозяйства подросло целое поколение детей (как своих, так и приемных), приученных не только к домашней работе, но и к работе на животноводческой ферме. Конечно, все это делалось в чисто воспитательных целях, всю серьезную работу по кормежке свиней, удою коров доильными аппаратами и прочее взрослые исполняли всегда сами.
Позднее, уже после учебы в институте я захотела заняться птицеводством и решила подготовить проект на солидный грант. Вот тут пригодился мамин опыт в подобных делах. Она предупредила, что предпринимателям приходится платить недюжинные налоги, страховые взносы, которые не всегда под силу оплачивать неопытным бизнесменам. А я-то и слыхом не слыхивала про эти подводные камни предпринимательской деятельности. До того была несведуща в подобных делах. Со временем затея с птицеводством перестала меня интересовать, так как работала по полученной специальности журналистом.
Бывают люди, вроде мягкие снаружи, но морально твердые изнутри. Мне кажется, к их числу можно отнести и мою маму. При первом знакомстве кажется, что это податливая женщина со скромной улыбкой и гладкой кожей. Потом выясняется, что внутри у нее работает мощный генератор идей и талантов, который не ломается, несмотря на трудности жизни и удары судьбы.
Тарина Бутонаева
Оставить сообщение: