Валюта Дата знач. изм.
USD 28.12 100.53 1.3
EUR 28.12 105.95 2.65

Матурская Иверская женская община

09:35 27.07.2023
Матурская Иверская женская община

К 110-летию со дня открытия Матурской общины наша библиотека предлагает познакомиться с исследованием Георгия Крейдуна, протоиерея из Барнаула. Материал исследования основан на данных Центра хранения архивных фондов Алтайского края.

Структура монастырских заведений на Алтае в начале 20 столетия охватывала достаточно обширную территорию, в настоящее время расположенную в пределах четырех субъектов Российской Федерации: Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской области и Республики Хакасия.

С 1764 года в разных местах России стали возникать общины с целью давать приют женщинам, посвятившим себя Богу без пострижения для служения ближним. Многие общины потом были преобразованы в женские монастыри, и становились благотворными источниками просветительского и нравственного влияния.

Матурская женская община в честь Иверской иконы Божьей Матери была «открыта с миссионерской целью в 1913 году на средства петроградского купца Михаила Дмитриевича Усова». Большинство её жительниц были по происхождению инородками, обращенными из язычества в православие миссионерами Алтайской Духовной миссии.

Церковь при Матурской женской общине была построена в 1913 году и торжественно освящена епископом Томским и Алтайским Мефодием 24 июня 1913 года. Современники-очевидцы вспоминали об этом событии так: «Народу было очень много, по приблизительному подсчету около 2-х тысяч человек. Храм Божий в обители приличный, как снаружи, так внутри, везде чистота и все необходимое имеется. Колокола звучные, один большой колокол весом более ста пудов…»

К 1916 году на территории общины расположились следующие строения: деревянный корпус с 12-тью кельями с коридором посередине для помещения сестер общины; трапезная, помещение для священника; дом для школы общины; два хлебных амбара; баня. На скотном дворе имелась изба для рабочих.

Экономическое состояние общины полностью зависело от благотворителей. Священник общины писал так: «Монастырю угрожала бы беда, если бы сам благодетель Михаил Дмитриевич Усов не поддерживал её. Он постоянно посылает из собственных средств, деньгами-вещами… Собственных средств обитель не имеет».

Другим известным благотворителем обители был петроградский купец Иоанн Корнилосадов. Уже к середине 1916 года настоятельница монахиня Агриппина пишет: «Хозяйство очень большое: 4 лошади, одна из них жертвована; 8 дойных коров, 2 из них куплены, остальные – жертвованы; 16 подростков; всего рогатого скота 24 шт. До 90 шт. птицы, хлеба более обыкновенного запасено, посеяно хлеба 3 десятины, еще лен и конопля…»

Хозяйственный расцвет общины пришелся на середину войны – время всеобщего экономического и хозяйственного кризиса.

Гражданская война в районе Матурского отделения миссии продолжалась примерно до декабря 1919 года. Остатки белогвардейских частей атамана Семенова и барона фон Унгерна отступали в Монголию.

С приходом советской власти продолжение деятельности общины стало невозможно. На её территории в 1924 году была создана Матурская трудовая коммуна «Красная речка». Несмотря на обширное имущество, доставшееся коммуне от общины, хозяйство «не клеилось». Задолженность коммуны Минусинскому сельхозбанку постоянно росла. Не хватало даже продуктов питания. Для их приобретения продан лучший скот. В итоге трудовая коммуна распалась.

Таким образом завершилась история небольшой, но крайне значимой для матурской территории монашеской общины. Она служила домом для многих женщин, оставшихся без дома, семьи, хозяйства. Насильственное прекращение деятельности алтайской миссии привело, помимо закрытия храмов и прекращения богослужений, к лишению крова, средств к пропитанию достаточно большого количества местных жителей, пользовавшихся помощью православных миссионеров.

В работе автор описает учреждение общины, хозяйство и экономическое состояние, жительниц общины, занятия и быт, школу при общине. Статья опубликована в Горно-Алтайске, в сборнике «Макарьевские чтения: материалы восьмой международной конференции» в 2009 году.

Е. Иванова,
заведующая Матурской сельской библиотекой

На снимке: Республика Хакасия, Балахташ, урочище. Матурская Иверская женская община. Фото 1913 года из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

776348

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы