Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 28.12 | 100.53 | 1.3 |
▼ | EUR | 28.12 | 105.95 | 2.65 |
– Виктор Алексеевич, что побудило Вас к разговору на эту тему?
– Обида за родной язык. Последней каплей стало опубликованное в газете «Правда Хакасии» (№2, за 7–13 января 2016 г.) интервью Галины Боргояковой с членом Президиума Совета старейшин хакасских родов и фамилий Николаем Сагалаковым.
Ранее, работая в партийных и советских органах, обращал внимание, что руководители хакасской национальности стесняются обсуждать деловые вопросы на родном языке даже в том случае, если все собеседники им свободно владеют. Почему? Внятного ответа не получал, многие отговаривались, мол, на русском удобнее. Странно, почему родной язык стал неудобным?
Я согласен с тем, что многие экономические, технические и иные термины в нашем древнем языке отсутствуют. Но ведь и в других языках их нет. Даже в том же русском, в котором, особенно в последнее время, стало много применяться иностранных слов-терминов, которые звучат на языке страны их появления. Но ведь их только включают в разговорную речь и только при обсуждении специфических тем. Говорят же на своём языке!
– Помнится, в советское время на самом высоком уровне было объявлено, что в Советском Союзе сформировалась единая нация под названием «советский народ»...
– Да, было такое. Так можно договориться до того, что население планеты называть одной нацией «земляне» и заставить говорить на одном языке типа «эсперанто», созданного на основе испанского, но не получившего широкого распространения, считаю, по причине того, что каждый человек желает общаться с соплеменниками на родном языке.
И это не единственный казус советского времени. Зачастую во время переписи населения чистокровные хакасы, и не только они, называли себя русскими.
– Но во время последующей переписи многие жители Хакасии, особенно из смешанных семей, назывались хакасами...
– И это имело место быть, и не только в Хакасии, так как было объявлено неофициально, что преимуществом при поступлении в вузы пользуются представители «национальных меньшинств». Это считаю оскорбительным для любого малочисленного народа, так как не может быть «национальных меньшинств» на исконной земле предков. Это даёт основание считать представителей малочисленных народов ущербными, даже неполноценными.
– Попахивает расизмом, Виктор Алексеевич...
– Вот именно... Каждый народ по-своему уникален, неповторим, талантлив и достоин равенства среди и других равных народов.
– Наша беседа затрагивает очень щепетильную тему. Давайте вернёмся к сохранению хакасского языка. Что необходимо, по Вашему мнению, сделать для этого?
– Многое делается, спору нет. Но всё же недостаточно, чтобы не тревожиться.
Давайте немного пофилософствуем. Человек, как личность, начинает формироваться с момента рождения непосредственно в семье. Семья является основой любого общества. Ребёнок с первых дней жизни впитывает в себя окружающий мир. При этом его мозг защищает его разум от информации, которая может повредить не только растущему организму, но и развивающемуся сознанию, оценивая всё окружающее и происходящее предельно искренне и объективно. Потому и родилась мудрая фраза, утверждающая, что «Устами младенца глаголит истина».
И здесь предельно щепетильно надо родителям направлять процесс познания мира ребёнком в русло уважения и любви к родной земле, земле предков, к родному языку, окружающему родному миру. Ведь так и только так можно воспитать настоящего патриота своей малой родины и, в общей сложности, к родному Отечеству.
– И какое здесь место занимает родной язык?
– Главное. Без знания родного языка нельзя познать родной край, где горы, реки, озёра, лесные урочища, населённые пункты названы нашими предками на родном языке. А история, культура, быт своего народа, просторы родного края? Как можно их изучать без знания языка? Те же древние легенды, сказания, песни, тахпахи, письмена?.. Переводы есть, но они далеко не отражают того, о чём хотели сказать их создатели, тем более что многие их них создавались веками всем народом. И названия примечательных уголков природы, священных мест родной земли предки определяли с национальным смыслом.
Да что далеко ходить? Как перевести на другой язык названия того же «пого», национальных блюд?
Только при звучании их на родном языке в сознании зрительно возникает их образ.
– Согласен. Вы сейчас убедительно доказали, что уроженцу родной земли надо знать родной язык, иначе он дома будет не только глухим и немым, но и может заблудиться в родном краю. Что надо делать, чтобы этого не произошло?
– Вот в интервью в газете Николай Сагалаков ратует за меры на государственном уровне. Согласен с ним, но частично, ибо те меры принуждают изучать хакасский язык, чтобы учиться в престижных вузах, работать на престижных и высокооплачиваемых должностях, получать другие материальные и духовные блага. Но национального сознания и национальной гордости, духовности в них нет, только голый практицизм и материализм.
Кстати, в том и трагедия коммунистов, что всё перевели в русло диалектического материализма, упустив национальную духовность, заменив её общенациональной материалистической коммунистической идеей. Даже лозунги были под стать этому: при социализме – «От каждого по способностям, каждому по труду», а при коммунизме – «От каждого по возможностям, каждому по потребности». О духовности – ни слова.
Всё должно начинаться в семье. Даже если она смешанная, ребёнок должен воспитываться в любви к родной земле, к языку народа, среди которого он появился на свет. Знание языка тесно связано с познанием культуры, истории, всех национальных ценностей. Да, школа многое даёт, но чувство национальной взаимосвязи, общности со своим народом, родным краем в школе уже поздно воспитывать, ибо основы познания ребёнком среды обитания уже заложены ранее.
Более того, сейчас нередко ребёнок, не зная грамоты, легко осваивает компьютер, где всемирная паутина (согласитесь, название говорит само за себя) даёт информацию, воспитывающую космополитизм.
– Итак, всё начинается с семьи. Далее.
– Школа тоже должна предусмотреть в своих программах не только национальные классы, но и изучение родного края (в нашем случае – Хакасии) с тем, чтобы ребёнок, подросток уже на стадии получения общего образования определил своё место в социальном и хозяйственном механизме республики и, в соответствии с этим, наравне с изучением общеобязательных предметов, углублённо познавал выбранное направление.
– Но здесь, Виктор Алексеевич, выходит на первое место раскритикованная Вами материалистическая сторона...
– Материализм я критиковал в том смысле, что нельзя его ставить главным в воспитании. Духовно обогащённый человек наиболее быстрее адаптируется в обществе и может принести себе и стране наибольшую пользу, в том числе и материальную, в любой сфере деятельности.
Материализм может как помочь, так и повредить воспитанию национального самосознания, сохранению национального этноса, составной частью которого является сохранение родного языка.
– И каким образом?
– Сохранение и развитие малых сёл, которые в большинстве своём являются национальными, положительно сказываются в решении этой проблемы. Но вот когда даже в больших национальных населённых пунктах (к примеру, в Бутрахтах) закрываются хозяйствующие объекты – это уже трагедия, а трудоспособное население покидает родные места.
Надо не только сохранять экономическую составляющую в национальных сёлах, но и направлять малый и средний бизнес на развитие национальных видов промыслов. Понятно, что это требует немалых затрат, но ведь для этого существуют целевые программы.
Культура. Этномузеи – это хорошо, но они музеи, а не места постоянного проживания этнического населения. Это не значит, что всех надо переселять в юрты, но национальный быт, обычаи, культуру надо сохранять. Надо больше проводить и организовывать массовых мероприятий, в основу которых будет положено изучение, познание и знание родного языка, культуры, истории земли предков, края, в котором ты живёшь.
– С коренным населением, то есть, с теми, кто родился на хакасской земле, мы определились. А вот как относиться приезжим к хакасскому языку, культуре, истории, ко всему, о чём Вами, Виктор Алексеевич, говорилось?
– С уважением и пониманием. А вот изучать или не изучать язык, культуру народа, среди которого выбрал себе место жительства, историю земли, на которой поселился – это личное дело каждого. Но я убеждён, что вреда от изучения всего этого не будет. Да, некоторые говорят, что, мол, язык – это душа народа, потому лезть в неё не надо. Это приятно, что они понимают, на чём основывается душа народа. Но «лезть в душу» не обязательно. Достаточно её понимать. Язык можно без труда изучить для общения на бытовом уровне. А вот что касается изучения истории и культуры, то это только обогатит каждого духовно, а в некоторых случаях и материально.
И последнее. Взаимное изучение языка, истории и культуры друг друга только обогащает, сближает совместно проживающие народы. И нам необходимо всё для этого делать.
– Виктор Алексеевич, напрашивается не совсем тактичный вопрос...
– Я Вас понял. Не надо всё мною сказанное истолковывать превратно. Я же призываю изучать родной язык и родную культуру с тем, чтобы не потеряться среди других наций и народностей. К этому может призывать представитель любой национальности, болеющий за родной язык, родную культуру и за родной народ, если уж говорить по большому счёту.
Россия – многонациональное государство. Потому, укрепляя национальное самосознание своего народа, представители всех национальностей, населяющих Россию, укрепляют и могущество своего общего дома, родного Отечества.
И в заключение хочу обратиться к землякам с просьбой: высказать свои соображения, предложения по этой теме. И не надо считать мои предложения и рассуждения окончательными и бесспорными. Вместе мы сможем не только обсудить, но и решить назревающую проблему.
Пётр Визул
Оставить сообщение: