Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 01.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 01.01 | 106.1 | 0 |
Вначале о корнях и истории появления на Таштыпской земле семьи Валиевых, ибо, не зная истории, нельзя понять настоящее, не зная о том, с каким трудом создавалось, пусть неполное, но всё же благополучие семьи, нельзя оценить величину и горечь потерь.
Итак. Родом Валиевы с Курщины. Наш дедушка по материнской линии, Константин Андреевич Валиев (1881-1970 гг.), по приглашению шурина (брата жены) Тимофея Антоновича Ревенко, уехавшего в Хакасию в 1924 году и, после долгих поездок по Хакасии в поисках лучшего места, обосновавшегося на золотом прииске Балыкса, приехал в здешние края в 1925 году на «смотрины» один. Семья осталась в Глушковском районе на Курщине ждать от него вестей. Это было понятно, ибо трогаться в неизвестные, хотя и расхваленные близким родственником, места без личного знакомства было неосмотрительно: как бы не попасть из огня да в полымя. К слову сказать, на Курщине в те годы шла коллективизация, свирепствовал голод, жить было неимоверно трудно. А вдруг и на благодатных местах в Хакасии то же самое творится?
Своей сестре, нашей бабушке Анисье Антоновне (1883-1962 гг.), Тимофей очень расхваливал тлачинские места, их богатые живностью, грибами и ягодами леса, красивейшую в любое время года природу. Сюда и приехал Константин Андреевич. Пока жил один, смог срубить из лиственного кругляка домик с русской глинобитной печью (кирпича ещё не было), занялся возведением надворных построек, амбара, бани. И тут же отписал семье, чтобы выезжали к нему. Было это в конце 1925 года.
Собрала Анисья Антоновна детей – Марину (1911-1971 гг.), Максима (1913-1994 гг.), Галину (1922-1979 гг.), Ивана (1925-1945 гг.) – в то время грудного младенца, (дочь Александра (1932-1992 гг.) родилась уже в Тлачике) и отправилась в неизвестность на зов мужа. Почти месяц добирались до Красноярска, затем плыли по Енисею до Абакана, а потом на лошадях добирались до Таштыпа. Здесь их встретил глава семьи. В дороге маленький Иван тяжело заболел, но только в Таштыпе ему была возможность оказать медицинскую помощь.
Несмотря на тяжкую и долгую дорогу, бабушка сумела довезти и детей, и разную утварь: кросна, мялку, прялку, ступку, самовар, утюг и многое другое. А дедушка Тимофей помог купить корову, коня, пару овец.
Именно кросна, этот деревянный ткацкий станок, и стал палочкой-выручалочкой в нелёгкие годы обживания нового места, и особенно в жестокие годы войны. Бабушка искусно ткала на них не только половики, но и мешковину, и холсты, которые шли на пошив штанов и рубах мужчинам, детям и внукам, платьев и кофточек – женщинам, дочерям и внучкам. Эти кросна в трудные годы и кормили нас неутомимыми бабушкиными руками. Соседи завидовали нам, что у нас имелось что носить и что есть.
Перед самой войной с Харьковщины приехал отец бабушки Антон Ревенко и стал жить своим хозяйством. Все дети помогали ему.
Сами сеяли овёс, просо, лён, коноплю, сами же и убирали. Мочили, стелили лён и коноплю, сушили, мяли, трепали, пряли, ткали. Все мялки, трепалки и другие приспособления дедушка делал сам, а бабушка учила детей сеять, убирать, трепать, мять лён, получать из него нитки, прясть, ткать и шить вещи, которым все были рады.
По словам соседей, дедушка и бабушка жили зажиточно. Но всё давалось им тяжким трудом и трудолюбием. Они многое умели сами, учили всему детей и внуков, потому все они выросли тружениками.
Вдобавок ко всему Константин Андреевич завёл пчёл, сам срубил за деревней домик, поставил рядом ульи и всё лето проводил на пасеке, присматривая за пчёлами и заготавливая на зиму корм для скотины. Природа на пасеке была замечательная. А сколько там было земляники, костяники, смородины, кислицы!
Так постепенно жизнь налаживалась, становилась лучше, сытнее и веселее. Население деревни увеличивалось, построили магазин, клуб. Школа – культурный центр – стояла на горке. Но проклятая война всё перевернула, пройдясь по судьбам людей своим чёрным смертным крылом. Не обошла она и разрастающуюся, тяжким трудом строившую своё благополучие семью Валиевых Константина Андреевича и Анисьи Антоновны. Все их дети положили на алтарь Великой Победы свои зрелые, юные и даже детские годы, а Иван отдал самое дорогое – жизнь.
Марина, едва только подросла, сразу же стала работать на подсочке. Днём в лесу работала, а вечерами ходила с подругами в Тамалык или Анжуль на вечёрки. Молодость брала своё. В 1932 году, в 21 год, вышла замуж за уроженца Анжуля Константина Егоровича Шулбаева, на два года её младше. Он рано осиротел, но не сдавался и растил младших братьев Куприяна, Маркела и Дмитрия.
По состоянию здоровья Константин Егорович не был призван в Действующую армию, но с 1941 по 1947 годы находился на заготовке и сплаве леса в трудармии. Семья следовала за ним в Н-Матур, Мизюгол, Усть-Аду, снова в Тлачик. В 1949 году большая семья переехала в Таштып и осела здесь навсегда. До сих пор живут в райцентре дети Константина и Марины: Евдокия, Иван, Надежда, Ольга, Любовь, Вера. У них растут в общей сложности 16 детей и пока 23 внука.
Максим прошёл огненными дорогами до Победы, вернулся домой и сходу включился в работу в промартели «Искра». У него трое детей, 4 внука и пока 10 правнуков.
Галина тоже хватила военного лиха. И хотя сама на фронте не была, но за три года службы в госпиталях Абакана и Красноярска насмотрелась на жертвы войны на всю жизнь. Демобилизовалась она только в 1946 году в связи с рождением ребёнка. Всего у неё 5 детей, 12 внуков и пока 18 правнуков.
Иван остался навечно 20-летним, а родные и односельчане запомнили его и того моложе – он ушёл на фронт сразу же после выпускного вечера 10-классников Матурской средней школы в 1942 году. Уходил через Анжуль. Весь Тлачик провожал его за деревню. Таким он и запомнился: красивый семнадцатилетний паренёк, сидя на телеге, машет рукой на прощанье родным, близким, односельчанам, машет в последний раз.
Воевал он три года, дослужился до младшего лейтенанта, командовал стрелковым взводом. Он уже воевал за пределами Родины, освобождал от фашистского кровавого кошмара соседнюю Польшу. В бою за селение Подбуче 28 марта 1945 года он пал смертью храбрых. До Победных залпов оставалось каких-то 40 дней. Для многих это мало, а для тех, кто не дождался из-за этих сорока дней и ночей своих родных и близких, они длятся и сейчас. И будут длиться вечно в памяти потомков.
Почему я в этом уверена? Да потому, что даже после получения в конце апреля похоронки семья получила 15 мая, через неделю после Победы, письмо от дяди Вани, в котором он писал: «Войне скоро конец. Победа будет за нами. До встречи!». И этой встречи ждут 70 лет. Дедушка даже запрещал бабушке поминать дядю Ваню в день, указанный в похоронке, гибели, так как он не мог принять, по его мнению, нелепую смерть сына перед самой Победой.
У Ивана Константиновича Валиева не осталось ни детей, ни внуков, ни правнуков. У него не было даже жены, не говорил он и о любимой девушке. Просто он ничего этого не успел. Но ценой своей жизни он подарил нам мирную жизнь, подарил нам счастье иметь детей, внуков, правнуков и ещё пра, пра, пра… Он подарил нам ЖИЗНЬ.
Вечная память ему и всем погибшим за Родину!
Александра. Шурочка-сибирячка – самая младшая из детей деда Константина и бабушки Анисьи, младшая сестрёнка дяди Ивана. Война началась, когда она закончила 2 класса. Проучившись ещё год, она ушла работать в промартель «Искра», где председателем был Н.Н. Батраченко. Мужчины уходили на фронт, их заменяли наравне с женщинами дети. Каково было 10-летней хрупкой девчонке ходить по лесу и собирать живицу, полное ведро которой весило ни много ни мало 20 килограммов? Об этом знали только она и её ровесники. А рядом вздымщиком работал её будущий муж Прокопий Тамагашев.
Трудились на износ, но стране, фронту нужна была живица, эта сосновая смола, из которой на военных заводах изготовляли какие-то элементы для оружия. Что именно – никто из работавших в лесу не знал. Знали они только то, что это надо для Победы.
Выдержали, вынесли всё, а наградой пришла Великая Победа и мирная жизнь. В этой мирной жизни Прокопий и Александра вырастили 6 детей, они им подарили 13 внуков, а те, в свою очередь, много-много правнуков, у которых впереди большая и, надеюсь, мирная жизнь.
Вот я и рассказала о семье Кондратия Андреевича и Анисьи Антоновны Валиевых, у которых 5 детей, 20 внуков, 58 правнуков, а праправнуков я не смогла подсчитать. Через каждого члена семьи прошла война: одни ценою крови и самой жизни ломали её на фронте, другие изнывали от непосильного труда в тылу, затем все вместе восстанавливали свою малую родину, страну от последствий той страшной войны, а внукам и их потомкам достались память и честь продолжать трудовые и семейные традиции.
И потому этот всенародный праздник – 70-летие Великой Победы советского народа над фашизмом, это праздник и семьи Валиевых, праздник и радостный, и горький. Не все, кто ковал и приближал Победу, смогут встретить его. Но они в нашей памяти.
НАВЕЧНО!
Надежда ШУЛБАЕВА,
с. Таштып
На фото: автор, внучка Н.К. Шулбаева со своими учениками; сын Максим Константинович, ветеран войны и труда; сын Иван Константинович, навечно оставшийся 20-летним; дочь Александра, ветеран труда
Оставить сообщение: