Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 30.12 | 101.68 | 0 | |
EUR | 30.12 | 106.1 | 0 |
Власть имеющий унизил. Власть потерял. А народ требует власть тирану вернуть. Схематическая картинка забитости нашего «я». И возмущает уже не поступок учителя, а ежедневность, будничность, естественность приятия унижения. Родители защищают человека, весьма грубо, цинично, издевательски нарушившего все мыслимые и немыслимые этические нормы педагога. Ощущение такое, что в нашем лексиконе напрочь исчезли слова «достоинство», «честь», «гордость». Ну не может быть достоинства у людей заведомо согласных на то, что это самое достоинство можно безнаказанно растоптать.
Родственник в начале 90-х покинул страну и обосновался в Германии, работает водителем большегрузных машин. Рейсы по Европе. А тут выпала удача дойти с грузом до сердца родины. В письме он написал страшную по смыслу вещь: «На первом же посту ГАИ я опять почувствовал унизительную зависимость от власти, от которой совсем в своем Дойчланде отвык». Первая реакция у меня – обида за страну. А вторая – осознание, а ведь он прав. И ему, двадцать лет пребывающему в Европе, теперь дикостью кажется, что любому власть имеющему можно безнаказанно унизить и оскорбить того, кто этой властью не облечен. Учитель имеет право написать на лбу ученика, сотрудник правоохранительных органов легко снисходит до хамского «ты», начальник запросто оскорбляет подчиненного… Почему?
А потому, что терпим. Нет я не к бунту призываю, боже упаси, не нужны стране баррикады и революции, натерпелись. А о бытовом умении поставить на место обидчика. Одернуть. Осадить. Хотя бы элементарной фразой: «Прошу вас не разговаривать со мной в таком тоне!». Наблюдала картинку, как молодой начальник обратился к журналисту, который по сути ему в отцы годился: «Ну ты напишешь как надо». Меж ними нет приятельских отношений. Они не родственники. И нет никаких причин оправдать переход на это самое «ты» и попытку учить профессионала, как делать работу, в которой сам начальник не разбирается вовсе.
Коллега промолчал. Промолчала и я. Почему? Ищу ответа и не нахожу… Борис Акунин в одной из книг сделал парадоксальный вывод: «Со времен монголо-татар у нас сложился азиатский тип власти, при котором власть имела права не только на жизнь, но и на достоинство подданных». Согласиться с этим выводом? Свалить все на Батыя и иже с ним? Пусть так, но теперь-то почему молчим? Созданы все институты гражданского общества, есть законы, оберегающие нас от клеветы, оскорбления и унижений. Предков можно было понять – «всякая власть от бога». Но почему мы, взрослые, умные, забываем, что сегодня любой директор, начальник, глава, даже президент – это не помазанник божий – это… должность, а следовательно набор функций, регламентированных должностными обязанностями. И относиться к нему надо не как к иконе, а как… к человеку, исполняющему свои функции. Он не выше нас, не лучше – он такой же, как мы, просто работа у него такая – руководить. Изменимся ли мы? Научимся ли уважать себя?
Историк Эйдельман еще в 19 веке говорил: чтобы в России появились люди с личным достоинством, должно вырасти два непоротых поколения. А вот не будет этих двух поколений. Мы сами не даем им вырасти. Мы сами соглашаемся на нравственную порку наших детей и выстраиваемся в пикеты в защиту педагога, столь легко сломавшего человеческое достоинство ребенка… Почему? Не знаю… Если вы знаете ответ – пишите.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: