Валюта Дата знач. изм.
USD 09.01 101.68 0
EUR 09.01 106.1 0

Чужое богатство?

06:58 21.04.2017
Чужое богатство?

О важности, злободневности и острой необходимости совещания говорил и круг лиц, принявших участие в его работе. Это: В.И. Шулбаев – Глава Таштыпского района, В.Д. Сазанакова – Председатель Совета депутатов Таштыпского района, Е.А. Петрова заместитель руководителя Департамента лесного хозяйства Республики Хакасия, И.А. Янусик – начальник ИФНС России по Республике Хакасия, М.Н. Чистогашев – начальник отдела Росреестра по г. Абазе, Таштыпскому и Аскизскому районам, Н.В. Чебодаев, заместитель главы Таштыпского района по экономическим вопросам, В.Ф. Сарагашева, руководитель управления финансов, главы сельсоветов, руководители предприятий, предприниматели.

Открыл совещание Василий Иванович Шулбаев и уже во вступительном слове резко обозначил проблему собираемости налогов:

– По первому кварталу мы недобрали собственных доходов 7 миллионов рублей. Это налог на доходы физических лиц, арендная плата и налог за землю.  У нас 67 хозяйствующих субъектов в леснодобывающей отрасли, но в общей структуре объемов отгруженных товаров собственного производства продукция лесодобывающих и лесоперерабатывающих предприятий составляет 1,5  процента. В структуре же собственных доходов – 3 процента. Доля объемов лесозаготовок, проводимых в Таштыпском районе, составляет в среднем 50% от всего, что готовится в Хакасии в целом, а значит лесная отрасль может и должна стать точкой роста экономики района.

Цифры впечатляют. Бюджет муниципалитета  от основной отрасли экономики получает мизер. В чем же причина? Во-первых, это скрытая занятость в лесной отрасли и добыче. Не секрет, что зачастую люди работают в лесосеках и на пилорамах предпринимателей неофициально. Иначе говоря, без каких либо социальных гарантй, надежд на пенсии, больничные листы, отпускные. Вторая причина – часть лесозаготовляющих  предприятий зарегистрирована за пределами района, а значит и налоги уходят мимо районного бюджета, а лес-то, между тем, рубят наш. И в-третьих, это незаконное предпринимательство, то есть тот случай, когда пилорама стоит якобы «для собственных нужд», а между тем пиломатериал идет на продажу.

Есть ли выход?

Василий Иванович сослался на опыт Иркутской области, где уже успешно действует система ЕГАИС для учета древесины и сделок с ней. Необходима она в целях уведомления государственных органов об объемах древесины, передаваемой от одних хозяйствующих субъектов к другим. Использование этой системы позволяет сделать лесной бизнес полностью прозрачным. Зная объемы заготовок, легко можно вычислить и объемы прибыли, а соответственно и прикинуть количество людей, занятых на предприятии. С  2016 года вступил ряд поправок в Лесной Кодекс России, а также КоАП РФ, в соответствии с которыми ЕГАИС по учету древесины обязательна для всех субъектов лесного бизнеса. И отсутствие таковой может стать основанием для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Иное дело, что все новшества до нашего региона и, тем более, до районов доходят с большим опозданием. А, между тем, использование ЕГАИС стало бы мощным подспорьем для учета налоговых сборов.

– Та система ЕГАИС, что должна работать – она должна работать. И хотелось бы получить ответ, что сделано для ее внедрения? – подытожил глава.

Стоит сказать, что успешно применяется ЕГАИС и в Красноярском крае… Но вот ответа на вопрос главы о внедрении её у нас на совещании так и не прозвучало…

С переменным успехом?

Пока как отметил в докладе Николай Васильевич Чебодаев вся работа с лесозаготовителями идет с переменным успехом:

– В лесной отрасли зарегистрировано 132 хозяйствующих субъекта. Среди них: 67 лесопромышленных предприятий, 13 охотхозяйств, 14 объектов туризма, 3 заповедника и другое. На лесной отрасли стоит остановиться отдельно, по данной отрасли в 2016 году была проведена большая работа, все усилия были направлены на легализацию работников. Но достучаться  пока не получается.

Если учесть, что  из 380 организаций и предприятий более трети – это лесохозяйство, вполне понятно и объяснимо желание властей района сделать все, чтобы контролировать отрасль.

Вот еще несколько цифр:

Нашими автономными учреждениями – в первом квартале в Таштыпском лесничестве заготовлено 14 250 кубометров леса, причем из этого объема  автономными  учреждениями «Абазалессервис» и «Таштыплес» – 5, 153 тыс. кубов, причем, только 755 куб. заготовлено непосредственно автономными учреждениями. Остальное – это доля, так называемых, соисполнителей. За 2016 год было заготовлено – 147,2 тыс. кубов  в районе в целом,  60,1 тыс. кубометров – это государственное задание, из которого только 20,2 тыс. кубометров заготовили автономные учреждения, то есть только 30% объема госзадания, остальное передано соисполнителям. То есть тем предприятиям, частным организациям, которым АУ делегирует исполнение части своего госзаказа.

И как отметил Н.В. Чебодаев, для работы с ними необходим некий координатор, таким вполне может выступить то же АУ «Таштыплес». Координатора необходимо наделить полномочиями контроля над своими же соисполнителями и в части собираемости налогов. С точки зрения администрирования налоговых доходов, предложение дельное уже потому, что с одним или двумя координаторами работать легче, чем с шестью десятками субъектов.

На границе полномочий

Многочисленные «Лесные проблемы и вопросы» поднимались администрацией района на всех уровнях власти уже не раз. Достаточно вспомнить, что уже в июле 2007 года межведомственной комиссией района была проведена проверка деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, действующих в лесопользовании. Еще тогда проверка выявила массу нарушений в области трудового, природоохранного законодательств. Тут же последовали обращения прокурору Республики Хакасия, министру внутренних дел, начальнику УФСБ, в налоговую инспекцию. В обращениях черным по белому значилось, что  среди предприятий более половины показывали нулевую отчетность или не предоставляли отчетность вообще. А лес, между тем, рубили. На территории района действовало два десятка нелегальных пилорам. И заготовка леса велась буквально варварски – с нарушением всех мыслимых и немыслимых норм природоохранного законодательства.

С тех пор выездные совещания с участием всех ключевых министерств и ведомств республики проходят в районе с периодичностью два-три раза в год. Налажен учет практически всех субъектов лесопользования. Есть четкий реестр предпринимателей, организаций, предприятий, чья сфера интересов – леса Таштыпского района. Район упорно бьется и за лес, который по идее должен стать одним из основных экономических ресурсов, и за людей, и за НДФЛ.  Отчего же вал проблем остается до сих пор валом проблем?

Рычаги влияния у власти районной ограничены. Достаточно упомянуть, что к аукционам по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, проводимых департаментом лесного хозяйства, власть районная никакого отношения не имеет. Уже в силу того, что распределяются земли Гослесфонда, (а это 96% всех земель района) управление которыми находятся вне границы полномочий администрации района. А соответственно, решить проблему можно только совместно с властью республиканской. У них есть все рычаги влияния. Положение же, при котором главное богатство района – лес в казну района приносит жалкие крохи, терпеть в условиях нынешних экономических реалий не только обидно, но и… преступно.

Здесь самое время задать вопросы и к субъектам лесопользования: охотхозяйствам, лесозаготовителям, лесопереработчикам.

У них-то существует некая грань ответственности перед той территорией, что приносит в их карман живые деньги? Ответственность и перед людьми, что работают на них, не защищенные никакими социальными гарантиями? Ведь по сути реальное число работников показывают пока только Хакасский ЛПХ и все то же АУ «Таштыплес». Из 168 человек, официально трудящихся в лесной отрасли, 75 работают в АУ «Таштыплес», 45 – в  Хакасском ЛПХ. Получается, что на долю тех самых 67  субъектов приходится 68 работников.

Такова картина, вопросов масса, а вот ответов пока немного, в том числе и от республиканских министерств и ведомств. Между тем, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо скоординированное участие всех уровней власти. И как тут не процитировать слова Президента В.В. Путина «Региональные и муниципальные власти должны работать в одной повестке. Прекратите все споры, кто главней. Главнее – люди».

Налоги – вопрос экономический и нравственный

Теперь о людях. Как отметила в своем выступлении И.А. Янусик – начальник ИФНС России по Республике Хакасия, пока не создастся в обществе нетерпимое отношение к незаконному предпринимательству, к сокрытию налогов, к неофициальной занятости, вряд ли удастся  что либо изменить. Так, в 2016 году налоговой инспекцией совместно с администрацией района было проведено 19 рейдов, с целью выявления тех, кто прибыль получать хочет, а налоги платить – нет. Результаты совместных мероприятий ощутимы – при сокращении объемов лесозаготовок, поступления НДФЛ в бюджет увеличились с 2,06 млн. рублей в 2015 году до 2,10 млн. рублей в 2016 году.

Да, результаты могли бы быть и явственней. Но доказать, что человек занимается незаконной предпринимательской деятельностью крайне сложно. Ну стоит у него пилорама, ну едут к нему днем и ночью машины с лесом. Ну снабжает он пиломатериалом три деревни два села… А вы попробуйте найти охотников провести контрольную закупку. А если провели, сумейте доказать, что гражданин регулярно получает прибыль от своей деятельности. Только в том случае если эта «регулярность» доказана, может идти речь и о наказании. Иначе говоря, должен быть ряд свидетельств, что гражданин продает лес направо и налево, хотя пилораму ставил для собственных нужд. Вот со свидетельствами у нас проблема.

– Почему у нас не считается постыдным обманывать государство, уходя от налогов? Но считается постыдным заявить на соседа, который живет себе припеваючи, пользуется всеми государственными услугами, а платить положенные законом налоги не желает? – эмоциональный вопрос Ирины Александровны на мгновение  повис в воздухе. А после:

– Стучать, что ли? – шепотом отозвался зал.

Вот в этом «стучать» и весь корень зла.  

Наверное ситуацию, при которой обманывать государство считается разумным и вполне обоснованным способом жизни, мы переламывать будем еще долго. Можно кивнуть на наследие 90-х годов, оставивших в наших душах густой налет правового нигилизма. Государство тогда расписалось в своем бессилии, предоставив гражданам право выживать, как они могут. И они выживают до сих пор. Даже когда обстановка относительно стабилизировалась. Но вся беда в том, что «геройское» сокрытие доходов твоего соседа имеет прямое следствие – нищенское существование бюджетной сферы, разбитые дороги, отсутствие социальных гарантий у работников, нестабильное экономическое будущее страны в целом. Здесь ведь встает и еще один уже нравственный вопрос, все  скрывающиеся от налогов, тем не менее, пользуются всеми услугами государства, в том числе и бесплатными – их дети учатся в школах, они, наверняка, посещают концерты, обращаются в больницу, а в случае чего в полицию. Между тем, эти услуги бесплатны (или частично бесплатны) для населения, а государство же расходы на содержание тех же больниц и школ несет, следовательно, платят за него – добросовестные налогоплательщики. То есть, мы с вами, впрочем, может, и не платим, а расплачиваемся за свое молчание? Расплачиваемся, в том числе и «зеленым золотом». И с нашего молчаливого согласия таштыпский лес везут по городам и весям, и везут не всегда на законных обоснованиях? Подумайте.

Конец «лесной вольнице» близок?

Но пожалуй, наиболее острая проблема – это, так называемый, «лес по справкам». Думаю, тут перевода не требуется, но переведу. По закону каждый гражданин, решивший строится, имеет право на бесплатные 100 м3 леса на корню. И желающих получить льготный лес хватает. За пять лет заключено 430 договоров на заготовку льготного леса. При этом фактически введено в эксплуатацию 46 домов. Десятая часть от всех «лесных льготников». Остальные просто продают свои  права на лес предпринимателям. И «зеленое золото» идет на вывоз, никаким образом не влияя на экономическое развитие района. Будет ли конец «лесной вольнице»?

Как стало ясно из выступления Е.А. Петровой, заместителя руководителя Департамента лесного хозяйства Республики Хакасия, вольница, по сути, уже кончилась. Сейчас пред теми, кто перепродает свое право на бесплатный лес предпринимателям стоит реальная угроза выплатить сумму порядка 70 тысяч рублей за использование льготного леса не по назначению. В 2016 году Совет депутатов Таштыпского района подготовил и внес в Верховный Совет республики соответствующий законопроект, он был принят парламентариями Хакасии и теперь фактически продажа льготного леса на сторону грозит административной ответственностью. Час ответственности наступает по истечении трех лет со дня заключения договора с лесхозами о получении заветных 100 кубов на корню. И пока взысканий не было, но есть закон – будет и ответственность. А у жителей есть все поводы задуматься, насколько же дешево может обойтись вот такой вот бизнес на льготном лесе… Ведь отвечать перед законом будет не предприниматель, кому досталась лесосека, а тот, кто свое право за N-ную сумму уступил.

Народ безмолвствует?

Что же до легализации занятости в лесной отрасли… Как метко заметил Глава района, подытоживая обсуждение вопроса о лесе, на сегодняшний день лесное богатство района – для нас даже не ведущая отрасль. А между тем, особенности района таковы, что у нас нет ни градообразующих предприятий, ни рудников, ни заводов и именно лес – остается основным богатством, но не нашим богатством. Вся Хакасия едет к нам за «зеленым золотом», оставляя району лишь жалкие крохи и экологически-печальные последствия. Мириться с такой ситуацией никто не собирается. И пусть единственное, на что может рассчитывать район – это НДФЛ, бороться за него будут. В условиях, когда страну лихорадит от финансовых проблем, каждая копейка на счету.

Но есть у этой медали и еще одна сторона – люди, неофициально занятые у лесозаготовителей и лесопереработчиков. Безвольные и запуганные грозящей безработицей люди, лишенные не только надежд на достойную пенсию, но и гарантированных выплат из соцстраха в случае несчастного случая. А тайга, как говорят сами мужики, свою жертву всегда берет. С регулярностью раз в год у нас гибнут и становятся инвалидами люди, чьи-то мужья, братья, сыновья... Село это знает. Да все это знают. Но спросить за их жизни не с кого. Их ведь официально нигде нет. Они – мертвые души, вроде есть, а вроде и нет.

Да, в этом случае за людей должно заступиться государство в лице прокуратуры, властей всех уровней, – вопрос этот даже и не экономический, вопрос этот стратегический. И хочется верить, что без ответа его не оставят. Но мы-то сами сколько можем молчать и мириться? Почему в данной ситуации мы становимся не на сторону государства, а на сторону тех, кто ради собственной выгоды забывает и про людей, и про район?  Вот вопрос... Ответа  на который пока не слышно.

Наталья Ковалева

837319

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы