Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 05.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 05.01 | 106.1 | 0 |
Однако их история зародилась еще задолго до официального штампа в паспорте. Зинаида Георгиевна даже по этому поводу отвечает стихами:
– Мы жили по соседству, встречались просто так, любовь коснулась сердца, сама не знаю как.
Зятёк
Будущие супруги знали друг друга с детства. В 1941 году мама маленькой Зины перевезла ее и еще пятерых детей из Июса в Имек, так как муж ее скончался от воспаления легких. Одной с ребятами было тяжело, поэтому она перебралась поближе к родителям и сестре.
А у Мити родители умерли очень рано, мальчик остался сиротой и воспитывался родным дядей.
– Он хулиганистый был, – рассказывает баба Зина. – Жили по соседству, в бараках, их тогда еще называли «голубятники». А мама у нас добродушная была. В доме стояла печка, возле которой всегда собиралось много народу. Вся ребятня всегда у нас. Мама придет, а их полная изба набьется, Митя храбрился: «А теща меня не выгонит».
– Или корову за деревней доит, увидит меня, кричит: «Зять, иди молочком напою», – добавляет дед Митя.
Тогда будущему зятю было всего-то лет 12, ни о какой дружбе не было и речи. Вот так и шутили – он ее тещей звал, а она его – зятьком. Шутка оказалась пророческой.
Как и полагается, в каждой деревне был клуб, который был основным местом сбора и отдыха людей от трудовых дел. Каждый вечер все босиком бежали на танцы. Тогда не зазнавались, все одинаково бедно жили.
Однажды молодой «зять» вознамерился проводить свою соседку до дома, так и завязались их отношения.
– А потом не знаю, че он надумал жениться, – смеется баба Зина.
Дядя юного Мити этот выбор одобрил. Самый главный критерий того времени – работящая.
Только женился – призвали в армию. Но разлука молодую семью миновала. Дмитрий был трактористом в деревне, причем отменным. И сеял, и пахал, и дрова, и сено возил. А трактористов тогда не брали, давали бронь. Так он 43 года на тракторе и «отпахал».
И Зинаида Георгиевна, и Дмитрий Григорьевич имеют почетные звания – труженики тыла и ветераны труда.
Голодно, трудно, но дружно
В войну тяжело было. Первое, с чем приходилось сталкиваться тогда детям – это голод. Работать много приходилось всем: заготавливали сено, пахали, косили вручную, скирдовали, силосовали, сеяли и пололи турнепс. Работы в войну всегда хватало.
То босиком бегали на поля, быков к волокушам подводили, на шею ярмо надевали, а быки были уже приучены, сами голову под него подставляли.
– А меня потом, как девчонку, поставили помощником повара, баланду варили и развозили рабочим, – вспоминает баба Зина. – Да и варить-то было толком не из чего, сытной еды давно никто не видел. А тут еще как назло неурожай на картошку: то дожди, то засуха. Не знаю, как мы выжили. Даже соли не было.
Ребятне приходилось на поле собирать колоски, которые комбайны оставляли после уборки. Но это всегда было рискованно, ведь если объездчик кого увидит, то не сдобровать. За такое могли и посадить, даже несмотря на то что поля после уборки просто сжигались.
Те колоски, которые удавалось тайком пронести, сушили, отшелушивали и молотили в хакасской ручной мельнице. Была такая одна в деревне, которая перекочевывала от дома к дому.
– Сейчас народ другой, а раньше друг за друга горой были, – вздыхает Дмитрий Григорьевич.
– Да, все – как одна семья. Даже избы никогда не замыкались.
Труженики села
После войны люди продолжали усердно работать. В 50-е годы с появлением первых тракторов нужно было поднимать целину. Дмитрий Григорьевич поднимал ее не только в Таштыпе, но и во многих других районах Хакасии. И даже имеет диплом лучшего пахаря Хакасии, который он заслуженно получил, выиграв на республиканском или, как тогда говорили, областном уровне.
Зинаида трудилась дояркой. А потом многие годы работала почтальоном.
– У меня до сих пор шея от сумки болит. «Человек и закон», «Крокодил», «Дружба народов», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Хакасия», «Правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь», «Роман-газета», «Огонек» – сколько раньше всего выписывали. Набью сумку, сверху навяжу, часть в руке держу, и так три раза я на почту возвращалась, чтобы разнести все это.
А открытки? Телеграммы? Каждый праздник огромная стопа приходила, их все нужно было разобрать. Это столько времени уходило. Я потом уже приспособилась, уносила их домой и разбирала до поздней ночи. Но ни одной открытки не бросила, все доставляла.
Так вот как надо жить!
Зинаида Георгиевна и Дмитрий Григорьевич вырастили двоих детей – сына Георгия и дочь Надежду. Родители уже 17-й год как перебрались из Имека поближе к дочери в Таштып.
Они давно богатые бабушка с дедушкой: у них 5 внуков и 13 правнуков. Все они живут в Красноярске, но про родных никогда не забывают. Приезжают в гости и созваниваются.
– Что бы вы посоветовали молодым?
– Не надо ругаться сильно, надо уступать. Иногда лучше промолчать. Всегда прислушивайтесь друг к другу. И главное – сор из избы никогда не нужно выносить.
Благодатная свадьба обозначает то, что супруги должны благодарить Бога, даровавшего им годы жизни и семейное счастье. И, конечно же, супружеская пара говорит спасибо друг другу.
– Благодарю за то, что он всегда ко мне внимателен, и сейчас, когда недомогаю, и когда молодые были. Если я ночью пить хотела, он всегда соскакивал сам. А он меня не знаю, за что благодарит…
– А за все прошлое и на три года вперед, авансом, – смеется Дмитрий Григорьевич.
За годы моей работы я разговаривала со многими людьми, в том числе с супружескими парами. И всегда после беседы выходишь с разными ощущениями: с радостью или, наоборот, с камнем на душе. Вот в этот, очередной раз уходила с приятным, светлым чувством: сколько прекрасных людей живет в нашем районе! У нашего будущего не все потеряно, пока на земле есть такие деда Митя и баба Зина, которые подают самый настоящий пример: так вот оно как надо жить!
Алёна Генке
Оставить сообщение: