Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 09.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 09.01 | 106.1 | 0 |
Ровесник Октября
В советское время Степана в шутку называли ровесником Октября. Он родился в год Великой Октябрьской Социалистической революции, 1917-м. Кроме него, в крестьянской семье Тохтобиных было еще двое детей: старший брат Степана Еремей и младшая сестра Анна. Жила семья в Чиланах. Что такое – жизнь хакасской крестьянской семьи в первой половине ХХ века? Это тяжелый труд на земле, это ежедневный уход за домашним и общественным скотом, это рыбалка и охота, это сбор грибов, ягод, трав, которыми богата тайга, подступающая к селению. Это учеба, жажда знаний, вера в лучшее и мечты о будущем. Всему этому, подрастая, учились крестьянские ребятишки. И Степан постиг эту житейскую науку, стал хорошим хозяином и отличным охотником, ловким и метким, бьющим белку в глаз.
А еще был он веселым, добродушным парнем, уверенным, что ждет его удача в жизни. И судьба дарила подтверждения. Однажды, работая на золотом прииске, нашел Степан самородок в полтора килограмма весом. Неслыханная удача! Получив положенную премию, молодой старатель устроил праздник для всего села, уверенный, что впереди будет немало таких же находок.
Пришло время, Степан женился. Радовался семейной жизни, ожидая рождения сына… Но война ворвалась в жизнь страны, изломала все планы, подчинила мечты жестокой, смертельной опасности.
Фронтовые дороги
Степан ушел в армию в 41-м, когда в Хакасии шло формирование 309-й стрелковой дивизии. В ее составе он прошел фронтовыми дорогами по донским степям, воевал на Курской дуге, освобождал от врагов Украину и Польшу. Сноровка и меткость сибирского охотника не раз помогала избежать смерти в бою, веселый нрав и добродушное балагурство скрашивало суровые часы военного затишья. Немало друзей пришлось потерять на полях войны. Сам был несколько раз ранен, но до 44-го года возвращался в строй.
Жажда жизни
История из фронтовой жизни Степана Николаевича Тохтобина, записанная со слов его дочери Нины Степановны.
Дело было летом, уже ближе к концу войны. Линия фронта у реки. Жара. Пить хочется ужасно, но к реке не подойти – фашисты обстреливают берег прицельно. Пить хотелось очень, и солдаты пытались пробраться к реке под обстрелом, чтобы набрать воды. Если получится, сам напьешься и пару фляжек друзьям принесешь. У нескольких уже не получилось… Подошла очередь Степана. Взял фляжки, пошел. До реки добрался, припал к воде… И вдруг услышал за спиной смех! Осторожно оглянулся. Огромный немец, направив на Степана автомат, в полной уверенности своего превосходства издевательски хохотал, но стрелять не торопился. Что делать?
Это наверное странно, но в эту минуту опасности он вдруг вспомнил одного из своих довоенных друзей. Тот был глухонемым, и Степан объяснялся с ним жестами. Теперь он решил попробовать тот язык с врагом. Руками, глазами он объяснил немцу:
«Если ты выстрелишь – тебя тоже могут убить. У меня дома дети, а у тебя?»
Удивительно, но немец понял его и ответил жестом: «У меня – двое».
«Нас здесь только двое, и ты тоже хочешь пить и жить. Я наберу воды, ты не стреляй. Потом ты наберешь, я тоже не буду стрелять»…
Немец в нерешительности помедлил, но… жажда победила, и он, опустив оружие, начал пить. Степан набирал фляжки, и в какой-то момент стукнул одну об другую за спиной немца. Тут уже пришла очередь врага испугаться, но Степан еще раз показал, что не желает лишней смерти, и с полными фляжками двинулся в сторону своих окопов. Выстрела в спину не было.
Мирные дни
Он мечтал встретить победу в Берлине, но не пришлось. В Польше его снова ранило и тяжело контузило. На этот раз после лечения в госпитале его комиссовали, и он вернулся домой.
Это было несказанной радостью для семьи, ведь многие не дождались своих отцов и братьев с фронта. А Степан, хоть и потерял здоровье, имел инвалидность, однако мог вести хозяйство, охотничать, заботиться о семье, растить детей.
– Нас у мамы было девять, – рассказывает дочь фронтовика Нина Степановна. – Но четверо умерли маленькими от простудных заболеваний. Жили мы тогда в Таргажуле, это село в 20-ти километрах от Таштыпа. В переводе с хакасского название означает «дорога дождей». Тайга там от самого дома. Помню, мама еще завтрак готовит, а отец уже возвращается с охоты, и на поясе несколько белок висят. Жили трудно, конечно, но тогда все так жили. Но сколько помню отца, он никогда не унывал, все шутил, балагурил, рассказчик был замечательный, душа любой компании.
Учиться все дети начинали в Большесейской школе, потом – в Таштыпе. А в 1969 году Степан Николаевич перевез семью в Таштып на постоянное житье. Все пятеро детей получили образование, выбрали дело по душе. Первенец Гаврил, окончив техникум, трудился в лесной промышленности. Дочь Валентина стала поваром, Нина – врачом; младший из сыновей, Костя – ученым, физиком-ядерщиком. Самая маленькая в семье – Ольга стала парикмахером. У каждого своя профессия, семья. Дети, внуки и правнуки помнят Степана Николаевича Тохтобина. И в этот День Победы он снова проплывет над головами своих родных в строю «Бессмертного полка».
Ирина Кабанова
Оставить сообщение: