Все мы знаем: есть язык – есть нация. В районе проживает 44% хакасов, и депутаты, администрация района, конечно, заинтересованы в сохранении и развитии языка.
Школа – основной стержень в изучении и развитии языка.
Управлением образования ведется системная работа по созданию условий для обеспечения прав детей хакасов на изучение родного языка, удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.
Если проследить динамику изучения хакасского языка и литературы в общеобразовательных организациях Таштыпского района, можно проследить хорошие результаты. Общая численность детей, изучающих хакасский язык, по сравнению с 2016 годом увеличилась на 166 человек. Интерес к изучению хакасского языка вырос: 2016 год – 128 человек, в 2018 году – 238 человек. Следует отметить, охват детей, изучающих хакасский язык в школах района, увеличивается, также увеличивается количество детей других национальностей, изучающих хакасский язык.
Таштыпский район по количеству детей хакасской национальности, изучающих хакасский язык, стоит на первом месте в Хакасии.
Изучение хакасского языка организовано на уровне дошкольного образования в форме кружковых занятий, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в трех формах: как учебный предмет, учебный курс и внеурочная деятельность.
На изучение предметных областей «Хакасский язык и литература» в школах отводится 3 часа в неделю.
Изучение хакасского языка организовано через кружковые занятия в шести дошкольных образовательных организациях района и в трех группах дошкольного образования. Форма проведения занятий – кружковая, игровая. На занятиях дети знакомятся с традициями, обычаями и бытом хакасского народа.
В детском саду «Рябинушка» с 2018 года реализуется инновационный проект «Театральное искусство Республики Хакасия как основа развития художественно-этнических способностей».
В государственной итоговой аттестации принимают участие обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования по хакасскому языку, в двух формах: письменный эк-замен (изложение с творческим заданием) и выполнение тестовых заданий.
Выпускники 9-х классов показывают высокие результаты в государственной итоговой аттестации по хакасскому языку.
Обеспеченность учебниками обучающихся и учителей хакасского языка общеобразовательных организаций Таштыпского района составляет 100%.
В библиотеках, наряду с учебниками, имеются литературные журналы «Тигир хуры», «Куничек», «Инесай», художественная и иная литература.
Во всех школах имеются кабинеты хакасского языка и литературы. Обучение хакасскому языку осуществляет 41 педагог.
Управлением образования ежегодно проводится муниципальный этап республиканского конкурса учителей хакасского языка.
Эльза Константиновна Майнагашева, учитель хакасского языка Таштыпской школы-интерната №1, стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель хакасского языка» в 2018 году.
Управлением образования ведется систематическая работа по выявлению и развитию одаренных детей и организации их участия в мероприятиях муниципального и республиканского уровней, организации мероприятий по созданию языковой среды.
Наряду с положительной работой управления образования есть и проблемы.
Охват изучением родного (хакасского) языка и литературы в общеобразовательных организациях является недостаточным, т.к. родители учащихся в ряде случаев не выбирают для своих детей классы с изучением родного (хакасского) языка. Как следствие, сокращается количество классов с изучением родного (хакасского) языка и литературы.
Создание языковой среды не подкрепляется формированием потребности, мотивации к изучению родного языка в семьях обучающихся. В среднем около 30% детей приходят в школу, не владея родным языком.
Можно отметить, что в школах ведется большая работа, да и районная библиотечная система не стоит в стороне от изучения родного языка и литературы.
Правильно заметил депутат Ю.Г. Мохов (на снимке): «Пока в семье не будут говорить на родном языке, дети не будут хорошо владеть им. Школа дает знания по изучению родного языка, но родители должны сами быть глубоко заинтересованы в том, чтобы ребенок хорошо владел родным языком. В изучении, сохранении и развитии хакасского языка, мы должны сами, я имею в виду родителей, постоянно общаться на родном языке».
Я полностью поддерживаю Юрия Георгиевича. Именно семья – основа изучения языка, а грамотное и глубокое изучение – это школа и образовательные учреждения.
Конечно и общественные организации, а особенно Совет старейшин хакасского народа не должны оставаться в стороне от тех проблем, которые возникают. Есть масса разных способов и мероприятий для укрепления языка. Просто надо дорожить тем, что мы имеем.
Виктор Пермяков
Оставить сообщение: