Начать, думаю, стоит со слов главы Нижнесирского сельсовета А.А. Петрунова о первых месяцах жизни новых поселенцев, об истории создания ТОС и его роли в возрождении почти умершей деревни:
– В 80-х годах прошлого столетия меня убеждали провести процедуру исключения опустевшей деревни из списков существующих. Если бы я послушался, то сегодня на карте уже не было бы Верхнего Курлугаша, как не стало на карте района, да и Нижнесирского сельсовета тоже, десятков населённых пунктов. Названия помнят только старики, а молодёжь их помнит по названиям урочищ.
И вот, в 90-х годах стали давать по гектару земли тем, кто осмелится поселиться на заброшенных улицах почти умершей деревни. Первыми подали пример абазинцы и лично директор Абаканского рудника Н.И. Байбородов. За ним и другие потянулись.
А на рубеже третьего тысячелетия и в начале 21-го века старейшая из деревень района обрела второе дыхание с новыми жителями, которые приехали со всех концов России, ближнего и даже дальнего зарубежья.
И все они как-то быстро и дружно вжились в новую среду, стали здесь своими. Но самое главное, они с ходу взяли за основу то, что они сюда поселились прочно, надолго и только в качестве хозяев. С этого и начали действовать.
Загорелось создать ТОС. Дело было хорошее тогда только на словах, опыта никакого, инструкции противоречивы и объёмны, права и обязанности ТОСов и власти в точности не определены. Грешен, я сомневался. А вот новосёлы-вернекурлугашцы совсем не сомневались. Они просто просили узаконить их уже созданное коллективно управляемое сообщество. Они ведь все дела по устройству деревни решали сообща ещё до официального образования ТОСа. И первой заводилой была награждённая сегодня здесь администрацией района Татьяна Гавриловна Журавлёва.
Первое время медицинским обслуживанием занималась моя супруга, приезжая из Нижних Сир, ведь сюда приехали люди с различными сердечными, онкологическими и иными заболеваниями. А потом вдруг не к кому стало приезжать – горно-таёжный воздух, чистейшая вода, овощи с плодороднейших земель безо всякой химии, здоровый образ жизни быстро справились со всеми болезнями. Здесь нет больных.
Магазина, говорите, нет? Так от него отказались нижнекурлугашцы, мол, магазинов не бывает без курева, спиртного, всяких сомнительных консервов и т.п. Хотя здесь нет пьющих и курящих, но когда эти яды на глазах, то кто-то может из неустойчивых соблазниться. А всё необходимое они сами, а то и по заказу соседей привозят.
Многое они сделали, если не всё, своими руками. Администрация села им помогала только в тех случаях, когда самим жителям было справиться не в силах. Смотрите, какой оригинальный клуб-юрту они поставили! А уж такого памятника фронтовикам – жителям деревни, нет нигде в мире. Когда при его открытии запели песню про героев-фронтовиков, души которых вселились в журавлей, верите, нет, слёзы навернулись, глядя на силуэты этих птиц на вершине памятника. И опять сельсовет ни копейки не вложил.
Можно сказать, что ТОС «Верхний Курлугаш» – это ТОС возрождения. За 28 лет своей работы в сельсовете мне пришлось во многих местах бывать, но таких деятельных людей и такой деятельной организованности я не видел. Побольше бы таких ТОСов – тогда почти все социальные проблемы на селе решались бы намного легче. Спасибо им и дальнейших удач!
О памятнике высказался и глава Таштыпского сельсовета А.А. Дьяченко:
– Слыша восхищённые разговоры о памятнике фронтовикам в Верхнем Курлугаше, я ожидал увидеть здесь нечто величественное и мощное из бетона, а здесь оргстекло, минимум металла, но всё такое волнующе-летящее. Особенно тронули журавли.
В обновлённой деревне всё не как везде, то есть, не так, как мы привыкли видеть. К примеру, клуб-юрта, построенный из материала от разобранного здания Таштыпского стадиона (Не совсем уважаемые скептики, надеюсь, что вы теперь успокоитесь, узнав, куда делся пило-материал стадиона «Урожай»? А если нет, то поезжайте в В-Курлугаш и убедитесь воочию. Кстати, там ещё осталась малость, которую местные мастера уже надумали куда пристроить). Это что-то оригинальное: просторное помещение округлой формы, построенное на взгорке, вместило в себя сцену с набором аппаратуры, довольно обширную библиотеку, оставив место для зрителей. А посередине стоит ствол цельного дерева с натуральными сучьями, а вокруг искусно пристроен стол, на котором можно и чаёвничать, и рукодельничать, и книги читать.
Вообще, глаза здесь зацепляются буквально за всё: что ни дом, то архитектурный исклюзив; что ни усадьба, то буйство фантазии хозяев по размещению плантаций ягод, клумб разнообразных цветов, теплиц, грядок, песочниц, хозяйственных построек (они почти незаметны). И везде новостройки домов, хозяйственных помещений и ещё чего-то оригинального. Но нигде не видно полусгнивших пней, валежника, мусора, пустой тары, пакетов и обёрток, чем изобилуют другие населённые пункты. Как в другом мире! Кто-то из гостей даже предложил на въезде установить стенд с надписью: «Населённый пункт образцового порядка», на что Т.Г. Журавлёва ответила: «Зачем? Унас не образцовый, а обычный, нормальный порядок».
Ни добавить, ни прибавить. Вот только упрёк нам, если мы дожи-лись до того, что чистоту улиц считаем не обычным и нормальным явлением, а «образцовым порядком». А то, что мы считаем нормальным, обычным, добрым людям, тем же приезжим верхнекурлугашцам, показывать стыдно.
Когда я рассказывал своим односельчанам о делах в новой старой деревне, меня перебили репликой: «Так они всё это для себя делают!». Меня это возмутило не на шутку: приезжие люди возрождают деревню, содержат в ней чистоту и порядок, а мы им упрёк в том, что, мол, они это для себя!.. А тогда как нас упрекать, если мы заср…, простите, завалились мусором?! Мы ЭТО для кого делаем?! Далее рассуждайте сами.
А вот мнение человека со стороны, главы Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района с 23-летним стажем работы во власти Григория Владиславовича Митюхляева:
– Вот здесь я воочию убедился, что ТОС – это великая сила, если в нём неравнодушные и деятельные люди. И дело даже не в таланте руководства или организаторских способностях. Весь секрет успехов по возрождению деревни в том, что все её новые жители здесь себя хозяевами, а не нахлебниками власти чувствуют. И соответственно, по-хозяйски поступают. Я бы даже сказал, что здесь сложился деловой менталитет сельского общежития. А у нас в деревнях преобладает иждивенчество, мол, пропадаем, помогите. И очень хорошо, что власть, районная и сельская, поддерживает верхнекурлугашцев. Удачи им!
Можно много и восхищённо, удивительно и поучительно рассказывать о делах жителей Верхнего Курлугаша, но лучше всего съездить к ним и всё посмотреть, а ещё лучше поучиться коллективно жить для себя и своих потомков.
Пётр Визул
На фото: звучит песня о Курлугаше; фото на память у памятника воинам-фронтовикам
Оставить сообщение: