Главной особенностью дистанционной торговли является то, что у потребителя нет возможности лично ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Если в товаре, приобретенном дистанционным способом, будет обнаружен недостаток, то потребитель имеет право предъявить продавцу требования, связанные с его недостатками, в объеме и порядке, установленном ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Судебный порядок защиты нарушенных прав потребителей отличается от порядка, установленного для других категорий дел простотой и доступностью. Потребитель при обращении с иском в суд освобождается от уплаты государственной пошлины в любом случае, в том числе при предъявлении требований о компенсации морального вреда. Иски данной категории предъявляются в суд: по месту нахождения организации (по месту жительства – если ответчиком выступает предприниматель); по месту жительства или пребывания истца; по месту заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Рассмотрим на примере иск о защите нарушенных прав потребителя, приобретшего товар дистанционным способом. Во второй половине 2013 г. в Таштыпский районный суд Республики Хакасия поступило исковое заявление, в котором истец просил расторгнуть договор купли-продажи техники, взыскать с ответчика денежные средства, уплаченные за товар, компенсацию морального вреда, штраф, а также судебные расходы. Свои требования истец мотивировал тем, что в августе 2013 г. через Интернет им был приобретен у ответчика фронтальный погрузчик. Договор купли-продажи заключался посредством электронной почты. Большая часть суммы за указанный товар истцом была оплачена. В сентябре 2013 г. погрузчик поступил истцу, на следующий день, в ходе эксплуатации техники, была выявлена неисправность. В связи с данным фактом ответчику была направлена претензия с перечислением недостатков и с требованием расторгнуть договор, на что ему ответили отказом. Эксперт в техническом заключении указал, что состояние погрузчика неудовлетворительное, техника не может выполнять свои функции по назначению. Из материалов дела следовало, что действительно при приобретении истцом технически сложного товара ответчик в нарушение норм действующего законодательства не представил истцу руководство по эксплуатации техники, информацию о фактическом состоянии погрузчика, информацию о правилах эффективного и безо-пасного использования техники. Кроме этого, в представленных с товаром документах отсутствовали сведения о наименовании изготовителя и (или) его товарном знаке, месте его нахождения, информация для связи, месяце и годе изготовления техники. Тем самым, истец был лишен права на полную информацию о товаре. Суд исходил из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей, Правил продажи отдельных товаров продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах. Продавец несет бремя доказывания надлежащего исполнения своих обязанностей по предоставлению информации потребителю и обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При передаче технически сложных бытовых товаров покупателю одновременно передаются установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкция по эксплуатации, документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство или номерной агрегат, для их государственной регистрации в установленном законодательством РФ порядке и другие документы); автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним должны пройти предпродажную подготовку, виды и объемы которой определяются изготовителями продукции. В сервисной книжке на товар или ином заменяющем ее документе продавец обязан сделать отметку о проведении такой подготовки. Лицо, осуществляющее продажу, при передаче товара проверяет в присутствии покупателя качество выполненных работ по предпродажной подготовке товара, а также его комплектность; вместе с товаром покупателю передается также товарный чек, в котором указываются наименование товара и продавца, марка товара, номера его агрегатов, дата продажи и цена товара, а также подпись лица, непосредственно осуществляющего продажу. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что у потребителя на момент приобретения у ответчика самоходной машины существовало объективное право на получение полной и достоверной информации о товаре, включая фактическое состояние погрузчика, получение всех необходимых документов, отражающих техническое состояние погрузчика на момент продажи, сведения о правилах использования, при этом, это право было нарушено ответчиком. В связи с чем, суд исковые требования истца удовлетворил, в части взыскания компенсации морального вреда требования удовлетворил частично. Указанное решение было обжаловано в Верховном Суде Республики Хакасия и оставлено без изменения.
Подводя итог, замечу, что необходимо быть всегда начеку и помнить правила безопасного совершения покупок дистанционным способом.
Е. Трошева,
помощник Таштыпского районного суда
Оставить сообщение: