– Мое увлечение танцами началось благодаря, отцу, – рассказывает она. – Он всегда меня подбадривал, включал передачи, где показывали балет, давал советы. Мне было лет пять-шесть, и все пируэты я выделывала, глядя на свое отражение в стеклянной дверце шкафа. Хотя места было мало: хватало только один раз колесо сделать, но гнуться, садиться на шпагат, тянуть носок у меня получалось хорошо. Единственное, училась всему сама, никакого кружка или студии в то время в Абазе не было.
Сколько верёвочка ни вейся…
В третьем классе маленькая Оля вместе с отцом поехала поступать в новосибирскую балетную школу. Перед этим они сделали запрос, отправили фотографии, но пока пришел вызов, конкурсный набор детей уже завершился.
– И все же комиссия меня посмотрела – продолжает моя собеседница. – Заставили тянуть ногу, выгибаться, затем включили музыку и сказали: «Танцуйте, как хотите». Потом мы вернулись домой, а через месяц пришло письмо, в котором сообщалось, что я прошла конкурс и зачислена в школу. И вот тут в последний момент мама меня не отпустила. Далеко. Маленькую. Одну.
– Жалеете?
– Конечно. А с другой стороны, судьбу не обойдешь, потому что в итоге я все равно к этой профессии пришла. Может быть, не достигла тех высот, которые бы могла, но тропинка, вильнув поначалу в другую сторону, все равно вернулась на мой главный путь. Я окончила музыкальную школу по классу баяна и продолжала танцевать. После окончания школы передо мной встал выбор: пойти учиться на швею или поступать в институт культуры. Я хорошо шила, и мне нравилось это делать, а про танцы мама говорила: «Кому они нужны? Что это за профессия такая – прыгать?»
Умение шить помогает Ольге Куклиной и сейчас. Она сама делает ребятам танцевальные костюмы, юбочки, платья. Да и собственные дети, их у нее четверо, пока были маленькие, ходили в брюках, рубашках, сшитых мамиными руками. Но поступила тогда Оля все-таки в Кемеровский колледж культуры, на отделение хореографии. Подавала документы и в институт, но не прошла по конкурсу. Во-первых, потому что лишний вес, во-вторых, некузбассовская. Весу в хрупкой, тоненькой девушке было 49 килограммов.
Слезы «Саяночки»
– Что труднее всего давалось в учебе?
– Работать приходилось в буквальном смысле до седьмого пота. Нас не спрашивали: устали – не устали, поели – не поели. В колледже было ужасно холодно, но и на это говорили: «Раз замерзли, значит, плохо занимаетесь». К таким физическим нагрузкам я была не готова. Правда, в школе два последних года мы активно играли в волейбол. А в последнем, 10-м классе, к нам приехали тренеры из Абакана и заявили, что хотят сделать из нас хоккейную женскую команду Республики Хакасия. Настоящую, профессиональную, под названием «Саяночка». Для участия в региональных соревнованиях.
Так с октября у нас началась спортивная жизнь. Десятый, выпускной, класс, экзамены на носу, а мы как полоумные тренируемся: в шесть утра подъем и пробежка, с 7.30 – тренировки, тренировки, тренировки. Нередко через слезы. Меня, так как я занималась танцами, поставили на ворота и обучали индивидуально. Почему? Во-первых, я очень плохо каталась, потому что кататься нас заставляли на мужских коньках, а я на них даже стоять толком не могла. Во-вторых, как мне сказали, в голкиперы выбирают либо танцоров, либо теннисистов, так как у них хорошая реакция.
А в марте нашу команду забрали в Абакан. У нас был личный массажист, особое питание, единая форма. Тренеры разъясняли нам правила и тонкости игры. Все это было ужасно интересно.
Вот, наконец, настал момент игры. Съехались сильнейшие команды со всей Сибири и Дальнего Востока, а нас заставляли скрывать от всех, что всего полгода на коньках стоим. Естественно, мы продули. Даже статья вышла «Слезы команды «Саяночка». Но зато какой это был опыт! И физические нагрузки мне помогли, я стала сильнее, выносливее.
Танец маленьких ребят
– Среди Ваших воспитанников немало детей младшего возраста. Их в кучу-то трудно бывает собрать. Как Вам удается еще и научить их чему-то?
– Самое важное – дисциплина и постоянство. Здесь многое от родителей зависит, от их настроя, установки, которую они дают ребенку дома: у тебя получится, ты сумеешь. А уже тут я: кнут-пряник. Кнут – это дисциплина, строгость. Пряник – поцеловать, обнять и, главное, похвалить каждого ребенка. Очень важен результат. Можно, конечно, просто ходить заниматься, как на аэробику. А когда есть результат, поднимаешься на ступеньку выше. Хороший стимул – выход на сцену, встреча со зрителями, новые костюмы. Дети любят выступать, для них это важно.
А еще мне довелось поработать в детском саду, именно там я научилась работать с малышами. В первую очередь надо найти самого умного и сообразительного и его впереди поставить. Остальные уже за ним будут тянуться. Родителям очень важно, как танцуют их сын или дочка, переживают, настраивают на выступление. Ведь они когда приходят на праздник, то хотят именно своего ребеночка посмотреть.
– В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка на танцы?
– Три-четыре года самый хороший возраст, можно лепить все что угодно. Они крутятся, вертятся, гнутся, как хотят. Выучиться на бухгалтера или печь хлеб можно и в 30, и в 40, а вот если с детства не танцевал, взрослому сделать это труднее. Хотя все, конечно, можно, если сильно захотеть. Поэтому хочу пожелать родителям: занимайте детей, мотивируйте, поддерживайте.
– Обо всем, что связано с танцами, я поняла, Вы можете говорить бесконечно. Значит, Вы довольны своей работой?
– Я счастлива, когда прихожу сюда, мне нравится то, чем я занимаюсь. Хотя есть один ма-а-аленький минус – в платье на моей работе не походишь, всегда нужно переодеваться в трико и футболку.
– А кроме танцев, что еще интересно?
– Шью, вяжу, люблю готовить. Мама однажды сказала: «Чтобы накормить семью, надо уметь стряпать». Я с детства научилась замешивать тесто, печь пироги, булочки, пирожные. И сейчас делаю это с удовольствием.
– Как думаете, какое танцевальное определение подходит к вашей жизни больше всего?
– Фуэте, наверное. Это такое стремительное, хлесткое вращение. Вот и я также всё время куда-то стремлюсь, бегу, хочу все успеть.
Семейное досье
У Ольги Романовны и Игоря Александровича Куклиных четверо детей. Двое старших сыновей, Андрей и Дмитрий, уже взрослые и обзавелись своими семьями, живут самостоятельно. Андрей, руководитель маркетингового отдела, живет в Томске. Дмитрий трудится в Москве, он менеджер по сбыту. Младший сын Родион учится на четвертом курсе в ТГПУ на историко-филологическом факультете. Свой первый вальс он станцевал во втором классе со своей сестрой Аленой, а вообще-то Родион заядлый футболист. Десятиклассница Алена посещает музыкальную школу уже по второму музыкальному инструменту, тоже занимается танцами и планирует с хореографией связать свою судьбу. Вся семья Куклиных необычайно талантливая, творческая и… танцевальная. Танцуют в ней все. Это и понятно. Ведь даже Игорь Александрович много лет назад руководил в Абазинском Доме культуры группой «Танцевальная диверсия», объединившей поклонников Майкла Джексона. Сам делал, фонограмму, аранжировку. Но это уже совсем другая история…
Можно смело утверждать, что хореография в Таштыпском районе развивается благодаря Ольге Романовне. Все больше дошколят, школьников, взрослых вовлечены в ее хоровод танцев. Именно она подняла и развивает массовый детский танец. Танцевальный коллектив «Сибирячка» носит звание «народный», а «Надежда» – «детский образцовый».
Браво, Ольга Романовна, браво! Пусть в вашем фуэте жизни кружимся и все мы!
Ольга Конюк
Оставить сообщение: