Давыд Никитович Саратовкин родился 15 октября 1920 года в селе Анга Томской области. Но в армию призван уже из Хакасии – Боградским РВК. Именно в армию уходил служить срочную в октября 1940 года. Через год в октябре 1941 году Давыд Никитович уже в звании младший лейтенант – об этом содержит сведения его наградной лист к медали «За боевые заслуги».
И этот же лист называет постоянное место службы Давыда Саратовкина – Дальний Восток.
«Участие в боях: освобождал города Сейсин, Ранан от японских захватчиков.
Контузий и ранений не имеет.
Ранее не награждался».
Учетная карточка позволяет предположить, что вплоть до знаменитого штурма Сейсина, о нём чуть позже, служил Давыд в 1 стрелковой бридаде, в Посьетском укрепрайоне, 25 армии. Всего на Дальнем Востоке, Забайкалье было 12 укрепленных районов. И их активное строительство началось еще в 1932 году. И эта сплошная линия ДОТов подземных и надземных коммуникаций зацементировали государственную границу Советского Союза, прикрыв её от внезапного нападения Квантунской армии. Что позволило бить врага на Западе, не опасаясь за восточные рубежи. Насколько важны были части Дальневосточного и Забайкальских фронтов говорит уже тот факт, что даже в самые тяжелые первые дни и месяцы войны с Дальнего Востока на Запад было переброшено лишь минимальное количество войск. Есть точные данные, что с 5 декабря 1941 г. по 30 апреля 1942 г. туда были переброшены из состава Забайкальского фронта только две стрелковые дивизии, а из Дальневосточного – кавалерийский полк.
«Зацементировать границу. Врасти в землю» – так звучал устный приказ отданный командованию Дальневосточных фронтов Ставкой Верховного главнокомандующего.
Давыд Никитович Саратовкин, как и тысячи его сослуживцев –стал тем самым цементом, каменным поясом, рубежом надежности границы.
Насколько спокойно служилось на восточных рубежах? Могу привести такой факт: Квантунская армия японцев за годы Великой Отечественной войны 779 раз нарушила сухопутную границу СССР, японские самолеты 433 раза вторгались в воздушное пространство Советского Союза.
Но главная битва фронтовиков-дальневосточников конечно же была впереди.
Для Давыда Саратовкина такой битвой стало взятие города Сейсин. Давыд – командир роты связи в составе 195 стрелкового полка, 335 стрелковой дивизии. Насколько важна связь в условиях боевых действий, вряд ли стоит объяснять. Но чтоб было понятно молодежи…связь – это джойстик, посредством связи и никак иначе управляли махиной танков, пехоты и артиллерии. Любой порыв на линии связи грозил потерей управляемости, несогласованностью действий и даже провалом операций.
Связист Давыд Никитич был хороший, да и боец, судя по всему – решительный и смелый.
Из наградного листа:
При занятии городов Сейсин, Ранан тов. Саратовкин своевременно и бесперебойно обеспечивал связь между полком и дивизией, во время взятия города Ранан задержал крупного диверсанта Японской военщины.
За доблестные действия во время взятия городов Сейсин и Ранан достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
Стоит пояснить, что диверсантов японцы готовили с особой тщательностью. Мало сказать, что всесторонняя боевая подготовка превращала их в машину для исполнения поставленной задачи, так в случае провала захватить их живыми было бы не реально. Но сибиряку Саратовкину это удалось.
Войну завершает Давыд Никитович уже в чине капитана, но уже в составе 679 отдельной роты связи 262 стрелковой бригады. Здесь и получит еще одну важную награду медаль «За победу над Японией».
В 1947 году дивизию расформировывают. В этом же году возвращается в родную Сибирь и Давыд. Его трудовая судьба связана с Матурским леспромхозом.
Всего согласно данным картотеки награждений, Давыд Никитович награжден орденом Великой Отечественной войны II степени (1985 г.), медалью «За боевые заслуги» (1945 г.), медалью «За победу над Японией».
И вновь обращаюсь к землякам и родным героя Великой Отечественной войны, если у вас есть что рассказать о Давыде Никитовиче Саратовкине, будем рады любой информации.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: