Причем обе свои работы Лариса Робертовна считает главными. А потому и подходит к ним со всей ответственностью. Впрочем, что-то подсказывает мне, что по-другому она бы и не смогла – характер такой. Волевая, красивая, сильная женщина.
Девятнадцать лет назад Ларисе Робертовне предложили войти в состав участковой избирательной комиссии, что в школе №2 райцентра. Вот с тех пор и не представляет себе жизнь без этой очень хлопотной работы. И должность секретаря ТИК – это уже карьерный рост.
Что входит в обязанности секретаря? Как объяснить читателю? Видели те газетные «простыни» решений ТИК? От утверждения состава участковых комиссий до регистрации или отказа в регистрации кандидатов. Вот вся эта масса, весь объем размером с четырёхтомник «Войны и мира» – подготовлены секретарем. А еще протоколы с заседаний рабочих групп, письма, контроль над документами, что сдают будущие кандидаты в депутаты и главы для регистрации – от подписных листов до сведений о доходах… И попробуй в этой работе хоть на букву ошибись. Кто-то скажет, что скучная бумажная рутина? Лариса Робертовна с вами бы от души поспорила.
– Лариса Робертовна, 19 лет – срок приличный, скажите, Вы уже можете делать прогнозы о будущем кандидатов, кто будет избран, кто нет?
– Человека чаще всего видно сразу. По манере поведения, по тому, как он относится к оформлению подписных листов и документов. Видишь его потенциал. Среди них есть такие, что идут на выборы не по велению сердца и большому желанию стать нужным району, а просто так – поучаствовать, потому что партия отправила, потому что какие-то свои обиды и амбиции пытаются утешить. И их видно сразу. Обычно наши прогнозы и предположения сбываются. Но мы естественно о своих догадках никому не говорим – решение всегда принимает народ.
– А какие из выборов даются сложнее?
– Каждые из них – федеральные, республиканские, местные – по-своему сложны. Скажем, выборы Президента – это просто громаднейшая ответственность. Ты постоянно ощущаешь, что участвуешь в судьбоносном для всей страны процессе. Но по накалу страстей, споров, предвыборной борьбы, безусловно, лидируют выборы районные и республиканские. Уже в силу того, что вся борьба разворачивается у тебя на глазах. Но конечно таких продолжительных, напряженных избирательных кампаний, как в период выборов главы республики в прошлом году, я не помню.
– И каково это быть в гуще страстей?
– Непросто. Но любой член избирательной комиссии, участковой или территориальной, придерживается закона. В нём все изложено. И как действовать, и как поступать закон всегда подскажет.
Мне на ум вдруг пришло сравнение «око урагана». В центре любого шторма и урагана, в самом его центре всегда есть место полного спокойствия. Вокруг могут бурлить страсти, но этот пятачок – точно огорожен стеной от потрясений и остаётся спокойным.
Вот и ТИК – это око выборных страстей. Могут копья ломать кандидаты, но избирком огражден от урагана законом, как стеной. Как огражден и любой член комиссии от личных предпочтений и от возможности взять да и подыграть своему. Так, по крайней мере, в Территориальной избирательной комиссии Таштыпского района. Могу в этом поклясться, как журналист, бывавший на всех практически выборах – от процесса голосования до подсчета голосов. Ни на одном этапе нарушений не замечала. Однако после каждого выборного шторма всегда находятся недовольные решением народа.
– Лариса Робертовна, ничуть не сомневаюсь в честности ТИК, но ведь суды по результатам выборов не редкость. И суды кандидатов, лишенных права участвовать в избирательной гонке, тоже. Откуда они берутся?
– Недовольство, конечно, есть, любой человек тяжело переживает поражение. Ему сложно осознать то, в чем он часто сам бывает виноват. Я помню судебный процесс по результатам выборов главы района в 2007 году. Слушание дела проходило несколько дней. И со стороны проигравшего, и со стороны победившего было привлечено множество свидетелей. Но в итоге-то суд признал правомерность народного волеизъявления.
Что же до отказа в регистрации. Мы никого не отстранили от выборов просто так. Всегда для того есть причина. Что я могу посоветовать тем, кто идет на выборы – очень ответственно относитесь к оформлению документов. Но если человек сомневается – у него есть право обратиться в суд. Он его реализует. И уже суд ставит точку. Но не вспомню ни одного суда, который бы ТИК не выиграла.
– А не обидно после слышать, особенно на волне последних выборов, что все уже заранее подсчитано, нужное количество бюллетеней вброшено, и решение о результатах выборов заготовлено, и с действующей властью согласовано?
– Вот как раз последние выборы и показали: все избирательные комиссии отработали максимально честно. Я больше скажу, чисто технически возможностей вброса у членов УИК нет, даже если бы кому-то пришла в голову такая фантазия. Сейчас процесс выборов максимально открыт – наблюдатели, СМИ присутствуют как в процессе голосования, так и при подсчете голосов. Весь процесс фотографируют. Плюс к тому постоянное видеонаблюдение и трансляция в прямом эфире. За процессом голосования наблюдают тысячи глаз. И еще я, как секретарь ТИК, знаю каждого в составе УИК. И не могу назвать среди них хотя бы одного, кто был бы способен на явное нарушение закона. Большинство из них прошли проверку временем. Случались технические ошибки, незлонамеренные, случайные – да. Но никогда не было случаев намеренного нарушения закона.
К слову, все сказанное Ларисой подтверждает её же жизненный опыт. Сын её Роман Попов – депутат совета депутатов Таштыпского сельсовета.
– Когда сын решил баллотироваться, не было желания ему как-то подыграть?
– Что значит подыграть? Подтасовать результаты выборов что ли? Сын был бы первым, кто меня бы не понял. Даже если бы такое желание возникло, я по закону обязана была на этот период снять с себя полномочия секретаря. И помогала сыну только советами.
– А положа руку на сердце, за столько лет работы в комиссиях наверняка поняли, что обязанности депутата сельсовета – это вечные хлопоты. Без каких-либо материальных дивидендов. Не задавались вопросом, зачем это парню надо?
– Зачем ему это надо, лучше всего спросить у сына. Но я его решению даже не удивилась. У нас в семье не заведено быть в стороне. Если Роман понял, что ему необходимо вот так работать на благо села, я, как мать, могла только порадоваться за сына. И гордиться его победой.
Хорошая характеристика для героини, не правда ли? Обычное желание матери – отгородить ребенка от лишних трудностей. Но не в характере Ларисы убегать от них в тень. И было бы странно, если бы сын не умел брать ответственность на себя. У него перед глазами пример матери. Не помню, кто сказал, что все родители говорят ребенку, что делать, а ребенок всегда делает то, что делают его родители. В семье Поповых не принято строить свою хатку бытия на краю от жизни села, района, республики. И жизнь Ларисы Робертовны, посвятившей 19 лет жизни очень непростой, ответственной работе – тому явное доказательство.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: