Журналистские тропы в начале 90-х годов прошедшего века привели автора этой публикации в кабинет одного из отделов Таштыпского райвоенкомата, где за столом работал с картотекой старший прапорщик восточной внешности с внушительной по размеру орденской колодкой на левой груди и орденом Красной Звезды – на правой. И фамилию свою он назвал восточную – Каримов.
Быстро получив информацию по заданию редакции, я задал вопрос, который бы не обошёл в данной ситуации любой газетчик: «А за что орден Красной Звезды получили? Это же главный солдатский боевой орден!». И получил короткий ответ: «Афган».
И постепенно завязался разговор о его службе в Афганистане, о том, чего не прочтёшь ни в одном печатном издании, не услышишь ни по радио, ни по «ящику». В общем, рассказал многое мне старший прапорщик Каримов о зеленеющих садах («зелёнка» с засадами «духов»), о детсадах и школах, которые приходилось штурмовать после обработки «НУРСами» с боевых вертолётов, и о многом другом. Да и мне было что ему рассказать, конечно же, из журналисткой практики.
Впервые я столкнулся с правдой о «выполнении интернационального долга и оказании братской помощи афганскому народу», когда посмотрел фотографии пилота боевого вертолёта Ми-24 («крокодил»), сына своей коллеги по работе в райисполкоме. Там было ясно видно, что стало с кишлаком после воздушной атаки, вернее, что от него осталось.
– Видел, – рассказывал старший лейтенант, – как пехотинцы пленных брали и одной размотанной чалмой шестерых душманов связывали.
Потом, на митинге в День Победы, увидел своего местного родственника, Александра Сыргашева, с боевой медалью на груди. Он, не привыкший к выступлениям на митингах, с трудом выполнил роль выступающего от молодого боевого поколения.
После митинга я спросил, мол, а за что медаль «За отвагу» получил, которая в годы войны давалась солдатам за особые отличия. Ответ меня озадачил: «А за то, что быстро бегаю. Попали под обстрел в ложбине. Ребята залегли, а я вперёд рванул, на высотку. Оттуда «духов» и прижимал огнём из автомата. Ребята только рожки с патронами мне кидали. Это, ладно, а сколько наших здесь?».
Уже «под занавес» беседы по неожиданно возникшей теме ветеран-афганец сказал:
– Нас в районе около трёх десятков мужиков, прошедших Афган. Вот бы собраться, перезнакомиться, вспомнить, да и о сегодняшнем житье-бытье поговорить. Тут и день вывода войск из-за «речки», 15 февраля, подходит. Знаю по себе, что трудно с войны в мирное время возвращаться. Проблемы не только психологические, но и просто бытовые «заедают». Я бы взялся, но в нашей системе это не приветствуется. Политика, чтоб её!..
Я тут же отправился к главе администрации района Г.П. Шулбаеву (Добрая ему память!) и рассказал о пожелании афганца. И Георгий Прокопьевич сразу же ухватился за эту идею:
– Надо не только участников Афганистана собрать, но и всех, кто принимал участие в боевых действиях по защите страны в мирное время. У нас есть ветераны войн в Корее, Эфиопии, других странах. Мой брат Вениамин награждён боевой медалью за участие в конфликте с китайцами-хунвыйбинами на острове Даманский в 1969 году. Воевали парни на совесть, честь Присяги не посрамили. Думаю, что на встречу в РДК администрация 600 тысяч (тогда миллионами деньги считали) рублей найдёт.
И всё «закрутилось». В назначенный день, 15 февраля, в танцевальном зале были накрыты скромные столы. Ждали с волнением «героев» необычного события. Ведь встречались не ветераны Великой Отечественной войны, к которым мы привыкли, а те, кто воевал в мирное время на войнах, о которых не принято было широко говорить.
Подходили молодые парни с боевыми наградами на груди и... с ранней сединой на висках. Молодые лица и... седина. На лице ни одной морщинки, а в глазах... Словами не рассказать, что выражали эти глаза, повидавшие войну. А как они радовались встрече! Обнимались, замирая на секунду-две. Задавались вопросы, звучали ответы:
– А ты где «за речкой» был? В Баграме? И когда? Эх, а мы оттуда двумя месяцами раньше вышли.
– А ты кем там был? Водителем? На «наливнике»? Да вы же настоящие «камикадзе»-смертники были! Уцелеть водителю бензовоза при нападении «духов» на колонну – это больше, чем второй раз родиться!
Организаторы встречи и приглашённые ветераны, той, большой, войны, стояли чуть в стороне и переживали вместе со всеми эти первые волнующие встречи опалённых войной парней, солдат необъявленной, но не менее кровопролитной войны.
Про них правильно сказал ветеран войны и труда Н.И. Карамашев:
– Они такие же солдаты, как и ветераны Великой Отечественной войны, только возрастом моложе, да и боевые награды у них новее. Глядя на эту встречу, вспоминаю, как мы домой с войны возвращались и встречались с односельчанами-фронтовиками. Разница только во времени...
Стоит ли говорить, что на этой встрече все, и гости, и организаторы, были искренни и откровенны в своих чувствах. Говорили немного, не всегда гладко, но шли слова от души. И никто даже не подумал сказать о том, что афганская война была «неправильной». Никто!
Говорили с гордостью о наших земляках-таштыпцах, которые показали себя на войне нисколько не хуже своих отцов и дедов, выполнявших воинский долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.
– Вы, парни, – сказал Георгий Прокопьевич, – показали всему миру, что русский солдат преданно верен присяге Родине в любой ситуации, что он непобедим! Спасибо вам за доблесть и отвагу, за честь солдата, за высокое достоинство жителя родной Хакасии, которое вы доказали с оружием в руках! Не теряйте друг друга, вы, закалённые войной, нужны не только своим семьям, но и всему району в наше нелёгкое время.
Работники РДК, самодеятельные певцы исполняли для участников встречи концертные номера с особым подъёмом, с особой проникновенностью и теплотой.
В ходе встречи зашёл разговор и о создании районной организации воинов-интернационалистов. Эту идею все единогласно поддержали и тут же дружно назвали её руководителя – Виктора Пирогова из Абазы. Он не только был старше всех по возрасту, но и за две «ходки» в Афганистан заслужил два (!) ордена Красной Звезды. А цену орденам ветераны войны, как пожилые, так и молодые, знали не понаслышке.
И районное общество воинов-интернационалистов активно работало, не только организовывая ежегодные встречи своих членов (по инициативе Г.П. Шулбаева они проходили по организациям, где работали афганцы), но и защищая их права, как участников боевых действий. Ведь нередко чиновники разных рангов «в духе перестроечного времени» пытались отказывать воинам-интернационалистам в их правах, мол, «мы вас туда не посылали». Виктор Константинович Пирогов на это резонно и твёрдо отвечал, что и они их там, в горах, не видели.
После отделения Абазы в самостоятельное муниципальное образование в 2002 году общество воинов-интернационалистов тоже разделили, что вызвало среди них возмущение:
– Мы в Афганистане тоже делились, но последними патронами, последними куском хлеба и банкой тушёнки, на всех делили последнюю фляжку воды. Но все тяготы войны перемогали вместе. Зачем же дома нас делят?!
Постепенно и работа организации поубавила активности. Тем более, что обстановка в стране изменилась, на воинов-интернационалистов уже не косились, а их права защищались государственными социальными структурами. Ежегодные встречи в районе стали организовывать совет ветеранов и краеведческий музей.
Встречи проходят по-прежнему тепло, теперь уже ветераны боевых действий собираются на них семьями, что только усиливает их домашнюю обстановку.
Но та, первая встреча, навсегда останется в памяти её участников. Ведь она была ПЕРВОЙ после огненных, кровавых дорог той уже далёкой, но незабываемой войны.
Пётр Визул
Воины-интернационалисты, проживающие в Таштыпском районе
Ташкараков Александр Николаевич;
Кудрин Андрей Иванович;
Ермолаев Вениамин Юрьевич;
Ирикаев Валерий Андреевич;
Карамашев Юрий Алексеевич;
Кузнецов Вячеслав Дмитриевич;
Лифанский Юрий Анатольевич;
Пестряк Александр Николаевич;
Сыргашев Александр Васильевич;
Карамчаков Георгий Егорович;
Тороков Владимир Аполлонович (недавно вернулся на малую родину).
Оставить сообщение: