– Анчулцы, вы что русскую культуру представляете?
В ответ наши черноокие красавицы заливисто смеются:
– Не узнала? Вот погоди, мы сейчас сало и горилку поставим и переоденемся…
– Украинскую, – ахаю я. – Удивили анчулцы!
И едва женщины облачаются в яркие вышиванки, ахаю вновь – никогда бы не подумала, что женщинам с яркой, восточной внешностью так идут украинские костюмы.
Наталья Канзычакова поясняет:
– Прабабушка у меня была Шаренко… Так что украинские корни у меня есть…
– А это откуда все собрали? – указываю на вышитые рушники.
– Из прабабушкиного сундука.
Вот так, читатели, три поколения хакасов бережно хранят истоки, казалось бы чуждой им культуры. Вот откуда корни нашей интернациональности – в уважении ко всем народам.
Разнообразием национальностей просто потрясает юрта Арбатского сельсовета. Она – немецкая, и обстановка в ней продумана до мелочей – даже фотографии в рамках на стенах. Но на подворье – радуга костюмов: казачьи, немецкие, хакасские. Но немецкие…они просто сияют новизной:
– Новые?
– Да.
– Заказывали? А средства на ткань?
– Скидывались, кто-то приносил платья, что можно перешить. И шили сами.
Да, арбатцы всегда отличаются какой-то особой основательностью.
Юрта Большесейского сельсовета – в мусульманских тюльпанах. И головы девчат, женщин, мужчин, украшают тюбетейки – сегодня они татары.
– У тебя тоже прабабушка татарка? – смеюсь я, помня разговор с анчулцами.
– Нет, – отвечает Людмила Боргоякова, – но татары же тоже наши.
И опять поражаюсь, как же хороша Людмила, а главное – малышка Милана, в татарских костюмах.
Сирцы – это красно-белое море чувашской культуры. Убранство юрты выверено, но замечаю гармонь, пытаюсь придраться:
– А это от русских осталось?
– Нет, – отметает мои придирки Наталья Калинова. – В культуре чувашского народа гармонь, баян тоже одни из важнейших музыкальных инструментов.
И знакомят с чувашской куклой-оберегом, которую к празднику готовили сами. И показывают, как прядется пряжа… Да, похоже сирцы всерьез изучили чувашскую культуру.
– Мы и песню можем на чувашском спеть, – улыбаются женщины…
У меня вообще складывается такое чувство, что постигали сельсоветы историю и культуру народов, а после представляли её с каким-то даже азартом. И рассказывают теперь с улыбкой о том, как и где брали экспонаты.
Таштыпский и Имекский сельсоветы оформили и юрты, и подворья. В юртах традиционно расположилась Хакасия, а на подворье – казачья Россия. И столы сельсоветы накрыли дважды – с блюдами русской и хакасской кухни. И юрты, и подворья впечатляют и убранством, и обилием вкусностей: пироги, потхэ, мясные блюда, блюда из талкана, каравай, квас… всего и не перечислишь.
У порога юрты, точнее на подворье Бутрахтинского сельсовета замираю, остановленная какой-то музыкой сфер… Молодая пара, красива-а-а-ая до невозможности – глаз не отвести. Он играет, а она поет (снимок).
И это негромкое пение будто уносит тебя далеко-далеко в иные времена… Бутрахтинцы себе верны, они представляют хакасскую культуру и представляют её с полным знанием дела. Не зря же считаются главными хранителями национальных традиций и устоев.
Матурцы встречали радушно в шорской юрте, причем в шорских костюмах были даже те, кто русоволосостью и светлоглазием из рядов шорцев явно выбивался. Но костюмы шорские носили с гордостью и с полной отвественностью за культуру малого народа. И в юрте у них – щедрость тайги. Пироги, мясо, беляши, рыба… И рядом – берестяная и резная посуда. Внимание привлекает шаманский бубен из потемневшей кожи…
– Настоящий?
– Да, – отвечают.
Оканчиваю обход юрт в полном недоумении: как же сможет жюри выбрать среди этого многообразия – лучшее?
Видимо жюри так и не смогло решить этой сложнейшей задачи – Дипломы получают все сельсоветы! Просто у каждого своя номинация. И официальный итог конкурса юрт выглядит следующим образом:
«Лучшее оформление подворья» – Таштыпский сельсовет, Имекский сельсовет.
«Лучший ритуал встречи гостей» – Нижнесирский сельсовет.
«Изобилие и качество представляемых блюд» – Матурский сельсовет, Арбатский сельсовет, Бутрахтинский сельсовет.
«Многообразие блюд представляемой национальности» – Большесейский сельсовет.
Радуга костюмов, радуга эмоций!
Конкурс национального костюма. Восемь дефиле в национальных костюмах по числу сельсоветов… Ох, дорогие читатели, – это восемь кругов эмоций. И едва на сцену вышел Имек, мелькнула мысль: «Это победитель». Потом эта мысль мелькала еще 6 раз… Пока арбатцы, выведшие на подиум сразу и хакасов, и немцев, и казаков, и эстонцев, не разбили все сомнения. Вот кому достанется главный приз.
Но великолепен был и Имек с традиционными и стилизованными костюмами хакасов. И Большая Сея, в кратчайшие сроки сумевшая подготовить татарские костюмы буквально из подручных средств. И Бутрахты, продемонстрировавшие, как элементы традиционного костюма можно использовать в современной модной одежде. И Сиры в ярких чувашских костюмах, и Матур – в шорских. Небольшая сцена на Имекской поляне вряд ли видела раньше такое яркое великолепие.
Но арбатцы (снимок) – самые многочисленные, продумали свое дефиле от и до, вплоть до музыкального финала – это было уже чуть больше, чем просто дефиле. Сценический номер. Где арбатцам удалось показать и костюм, и характер народа. О, эти величавые и таинственные хакасы, эти казаки с их выправкой и задором, и конечно – очаровательные немецкие фрау со сдержанным кокетством и умением нести себя гордо и… весело!
Не удивилась решению жюри – Арбатский сельсовет – победители. На втором месте – Бутрахтинский, на третьем – Анчулский сельсоветы. А спецприз за «Сохранение традиций национального костюма» увезли «татары» из Большой Сеи!
Модники и модницы покорили всех
Дети на сцене – это всегда настроение, солнце и тепло. А если дети еще и умницы, модницы, красавицы и красавцы, то… тайте, тайте, зрительские сердца!
Ребятишкам от 4 до 15 лет предстояло показать себя в конкурсе «Визитка», продемонстрировать в художественных номерах и, конечно же, продефилировать в костюмах из необычных материалов. Конкурс длился почти два часа, и внимание зрителя не ослабевало.
Среди малышей победитель определился сразу Гоша Чебодаев из Бутрахтов (снимок). Само очарование неполных пяти лет. У него в его номинации одна соперница – Милана Боргоякова из Большой Сеи. Её перевели срочно из номинации 7 – 9 лет, чтобы Гоше было с кем соревноваться. И… лишили шанса на победу. Устоять перед обаянием Гоши невозможно. Он непередаваемо хорош, даже в костюме черепашки-ниндзи. А ведь еще и вальс танцует, серьезно так, ответственно.
Среди 7 – 9-летних равных не было Ане Поцикайло (с. Таштып)… Нет, если еще на стадии художественного номера и визитки жюри сомневалось, то выход в костюме из шпона и стружек решил всё! Анечка в нём была – лесной царевной, какой-то очень славянской царевной – нежной и белокурой!
10 – 12 лет… Аксинья Агеева (поселение Родники, Имекский сельсовет) – вот кто сразу и безоговорочно лидировал. Её выступления отличали вкус и… редкая гибкость. Шпагат, мостик, колесо… И в довершение – костюм из накаченных воздухом полиэтиленовых пакетов… Фея воздуха, эльфийская принцесса, альпийская нимфа… или кто-то еще очень воздушный, невесомый, тайнственный. Кстати, Аксинье достался и специальный приз жюри.
Диана Атургашева (Большие Арбаты) в платье из серебристой фольги вырвалась вперед в возрастной категории 13 – 15 лет.
– Где арбатцы такую фольгу нашли? – шепчутся зрители. – Я для запекания беру плотную, и то рвется сразу.
Ну, товарищи зрители, у них эта фольга еще и завороженная. Ибо принесла победу и еще одному участнику модного показа из Больших Арбатов – Андрею Ултургашеву. Хотя я бы этому парню дала главный приз сразу же, после того, как он безупречно прочел стихотворение. А как они зажгли с Дианкой в танце! Вперед Большие Арбаты! И фольгу припрячьте – она волшебная!
Айран – вкус степей и тайги…
Конкурс на лучший айран не столь зрелищен, как состязание юных модниц, но всегда крайне популярен у зрителей. Еще бы они тут главные судьи. Они пробуют традиционный напиток хакасов и отдают свой «голос» тому или иному мастеру айрана. Традиционно айран – это творение женских рук. И самое интересное, что у каждой мастерицы айран имеет свой неповторимый вкус. Вопрос в том, какой вкус оценят зрители!
В этом году победительницей в конкурсе айрана стала Наталья Ивановна Канзычакова (Анчулский сельсовет).
Секрет её мастерства? Да он извечен – все делать с любовью!
Какой у него вкус? Это вкус степей и тайги, необычный, чуть резковатый, с заметной кислинкой, незабываемый вкус. И разве можно забыть вкус таежной Хакасии?
Нельзя, как нельзя будет позабыть этот яркий, масштабный и вместе с тем такой родной и теплый праздник! Он оставил после себя огромную радость понимания – мы живем в лучшем на свете районе. И все краски Таштыпского района, все, кроме хмурой и черной, щедро разливались сегодня на имекской поляне!
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: