– Как в нашем районе реализуется комплекс мер по модернизации образования?
– Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования. Основная позиция концепции новой школы – обновление образовательных стандартов. В 2015 – 2016 учебном году деятельность управления образования была нацелена на повышение эффективности и качества системы образования Таштыпского района. В том числе были созданы условия для обучения по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В 2015 – 2016 учебном году ФГОС реализуется в 5-х классах средних общеобразовательных школ района. В новом учебном году запланирована реализация и в 6 классах, а также апробация в 7-х и 8-х классах.
– Залог успешного реформирования всегда кроется в людях. Каков кадровый потенциал сферы образования?
– Я бы сказала, что он достаточно высок, чтобы выдержать нагрузку, сопряжённую с идущими инновационными процессами.
В образовательных организациях работают 376 педагогических работников, в школах – 276, в дошкольных организациях – 69, в организациях дополнительного образования – 31.
В новом учебном году ставим перед собой задачу направить усилия на увеличение числа педагогов с высшей квалификационной категорией. Существует кадровая потребность в учителях математики и английского языка.
– А молодые специалисты, что, не едут в наш район?
– Отчего же, в 2013-2014 годах образовательные учреждения нашего района хорошо пополнились молодыми специалистами. В прошлом, 2015 году прибыло 5 педагогов – тренеры-преподаватели, учитель информатики и учитель физической культуры. Думаю и кадровые проблемы в математиках и преподавателях английского мы восполним. Сейчас можно говорить о росте престижа профессии «педагог». Государство к тому прилагает немалые усилия.
– Любой престиж завоевывается еще и результатами работы. Несколько месяцев назад окончились экзамены… Как школьники нашего района справились с этим испытанием?
– В этом учебном году выпускники 9-х классов сдавали 4 экзамена: два обязательных – русский язык, математика, и два по своему выбору. Успешно прошли государственную итоговую аттестацию 147 человек. Получили неудовлетворительные результаты по математике – 24 выпускника.
Неудовлетворительные результаты по двум обязательным предметам получил один выпускник Матурской школы. Экзамены по выбору сдал 341 учащийся. Наиболее востребованными предметами в этом году являлись: обществознание, география, биология.
По результатам ЕГЭ был проведен предварительный мониторинг. Лучше всех в районе экзамены за 9 класс сдали учащийся Верхташтыпской школы, на втором месте ученики Малоарбатской школы и третье место у учащихся Бутрахтинской школы.
Участниками ЕГЭ – 2016 в районе в основной период стали 88 выпускников общеобразовательных организаций.
Обучающиеся общеобразовательных организаций сдавали ЕГЭ по 10 общеобразовательным предметам (иностранный язык никто не выбрал).
По русскому языку в ЕГЭ приняли участие 88 выпускников из 7 школ района. Все учащиеся преодолели порог успешности (24 балла), средний балл по району составил 60.8 балла, 8 учащихся набрали более 80 баллов (в прошлом году – 4 человека).
Впервые в районе выпускница МБОУ «ТОШ-И №1» Наталья Дубко набрала 100 баллов.
– Интересно, какой предмет выбирают ребята?
– В целом, выбор предметов остается на уровне предыдущих лет. Самыми выбираемыми предметами являются обществознание и биология. Снижается количество выпускников, выбравших географию, информатику, литературу и химию и наоборот, увеличивается число выпускников, выбирающих физику, историю, обществознание и биологию.
– В последние годы в школах было открыто несколько дошкольных групп, интересно, как удалось «подружить» дошкольное и общее образование?
– Да. При школах осуществляют свою деятельность «Группы предшкольной подготовки», которые посещают 172 ребёнка. Этот метод подготовки детей к школе давно уже прошел апробацию и доказал свою эффективность. И, кроме того, Таштыпский район может гордиться сетью своих дошкольных учреждений. К слову сказть, очереди в детские сады у нас сегодня нет. Существующая сеть дошкольных образовательных организаций – это детские сады «Берёзка», «Колосок», «Колокольчик», «Рябинушка», «Солнышко», «Чылтызах», 3 дошкольные группы при Матурской, Бутрахтинской, Анчулской школах восполняют потребность в дошкольном образовании. Только в одном населённом пункте отсутствует дошкольное образование – это Нижнесирский сельсовет.
В целом система дошкольного образования в районе стабильно функционирует и развивается.
В общеобразовательных же организациях Таштыпского района в прошедшем учебном году обучалось 2 115 учащихся.
– Согласитесь, что особое место в системе работы образовательных учреждений района по развитию творческих способностей учащихся занимает дополнительное образование…
– Да, и у нас в районе действуют два учреждения дополнительного образования: Таштыпский районный Центр Детского творчества (ЦДТ) и «Таштыпская детская юношеская спортивная школа» (ДЮСШ).
ЦДТ – это многопрофильное учреждение, осуществляющее деятельность по замкнутому циклу: во время учебного года и в период каникул, в котором развивают свои творческие способности, расширяют кругозор, учатся общению. С этой целью коллектив на основе использования всех имеющихся ресурсов реализовал 39 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Молодежь Таштыпского района (2014-2016 годы)», «Развитие физической культуры и спорта на территории Таштыпского района на 2014-2016 годы», «Повышение безопасности дорожного движения», «Организация отдыха и оздоровления детей в Таштыпском районе», «Организация временного трудоустройства школьников в возрасте с 14-18 лет в Таштыпском районе» и другие.
Тренеры-преподаватели ДЮСШ активно поддерживают свою спортивную форму, участвуя в различных соревнованиях, личным примером приобщая воспитанников к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Молодые специалисты Р.А. Тодояков, С.Г. Чильчигешева в течении года участвовали и становились призерами соревнований по вольной борьбе различного уровня. Педагоги являются постоянными участниками «Кросса нации». В честь празднования «Дня Учителя» Почетными грамотами МКУ «УО Таштыпского района» были награждены Н.Е. Кызылчакова и С.Г. Чильчигешева. Почетной грамотой Председателя Верховного Совета Республики Хакасия был награжден тренер-преподаватель по вольной борьбе Л.П. Бутанаев.
В 2015 – 2016 году коллективом спортивной школы было проведено 24 спортивно-массовых мероприятия муниципального уровня и 2 соревнования регионального уровня. Не отстают от педагогов и воспитанники. В мае 2015 года было присвоено звание кандидат в мастера спорта по вольной борьбе Карине Барашковой. В 2016 году выпускникам ДЮСШ Денису Петрунову и Алексею Кызынгашеву присвоено спортивное звание Мастер спорта РФ.
– Все это проводилось на муниципальном уровне. А в каких-то региональных конкурсах принимали участие?
– Да, конечно. Учащиеся школы-интерната №1 Алина Боргоякова, Елена Кулумаева и Диана Шулбаева приняли участие в республиканском конкурсе юных тахпахчи в рамках проекта «Писатели Хакасии – детям». Делегация учащихся трех образовательных организаций приняли участие в республиканском фестивале «Ине тiлi». В конференциях «Великое наследие народов Хакасии», «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири».
Во многих республиканских конкурсах мы получили призовые места: «Живая классика», «Славянский мир», конкурс национальных костюмов народов проживающих в республике, конкурс сочинений «Репортаж из родной деревни», «В далеком аале», в области сохранения хакасского и шорского языков и культуры, в региональном конкурсе на предоставление грантовой поддержки в области сохранения хакасского языка и культуры, в республиканском конкурсе чтецов, в фестивале «Дорога Дружбы».
– Все больше и больше уделяется внимания изучению языков коренных народов и культур. Расскажите об этом?
– Изучение хакасского языка организованно в 9-ти средних, 1 – основной, 1 – начальной школах и в детских садах.
Всего детей-хакасов в общеобразовательных организациях – 988, из них изучают 878, в дошкольных образовательных организациях детей хакасов 198, изучают 182.
В дошкольных образовательных организациях района и детском саду при МБОУ Анчулская НОШ родной (хакасский) язык изучается детьми на занятиях в игровой форме по программе «Иркечек» (М.С. Арчимаева), также по программе «Я и мой край, в котором я живу» посещают и изучают – 15. В детском саду «Солнышко» изучают родной язык 47 детей, в «Рябинушке» – 15, в «Чылтызахе» – 44.
Работают клубы– «Ах Тасхыл» в ТОШ-И №1, «Чирiм тамырлары» в Бутрахтинской СОШ («Истоки»). Проводятся различные литературные гостиные, организованы кружки, где учащиеся имеют возможность проявить свои литературные таланты, сочиняя мини-рассказы, стихи, рубаи, тахпахи.
Учащиеся и педагоги активно участвуют в месячнике тюркской письменности.Традиционным стало проведение национальных праздников «Чыл пазы», «Уртун той», «Очы пайрам», катановских, штыгашевских чтений, декадников по предмету, районных конкурсов «Сурмес абахайы», «Ада сос», «Ине тiлi», «Чылтыхзахтар».
В Таштыпской школе №1 организован выпуск литературно-публицистического альманаха «Ине тiлi» на хакасском языке, где печатаются творческие работы учащихся, заметки познавательного характера.
– Что предстоит сделать в новом учебном году?
– Задач перед нами стоит очень и очень много. Продолжим повышать профессиональную деятельность педагогов. Развивать предпрофильную подготовку и профильное обучение, обеспечивающее возможность выбора и проектирования индивидуальной траектории обучающимися.
Мы начнем оказывать муниципальные услуги в электронном виде. Много работы предстоит по созданию безбарьерной среды, необходимой для расширения и углубления процессов инклюзивного обучения в массовой школе детей – инвалидов. Планов на самом деле много. И очень надеемся, что все их удастся воплотить в жизнь.
В свое время канцлер Германии Бисмарк говорил, что войны выигрывают не генералы – войны выигрывают школьные учителя и приходские священники. Ну, о священниках – это совсем другая история. А вот, учителя… За один учебный год они проводят колоссальную работу по обучению детей. И пусть ежегодно меняются стандарты, придумываются правила, а отчет о работе содержит все больше цифр… Но, именно эти сухие цифры, как никогда показывают и доказывают, образование в Таштыпском районе не только модернизируется, но и дает положительные результаты.
Алена Генке
Оставить сообщение: